Выявление уровня речевого развития у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня и анализ результатов обследования.

Результат нашего исследования показал, что дети, выполняя задание № 1 показали средний уровень выполнения, что составляет 53,3%, допуская такие ошибки, как пропуск или замена слова без искажения смысла. Остальные дети показали низкий уровень развития и уровень ниже среднего, что составляет 46,7%. Эти дети допускали следующие ошибки - искажение смысла и структуры предложений (например; «Петя сказал, он не пойдет гулять, потому холодно», вместо - «Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.»).

При выполнении второго задания высокий уровень никто из детей не показал, на среднем уровне выполнили задание 20% детей. Детьми допускались такие ошибки, как нарушение порядка или пропуск слова, (например, «Хорошо спиться медведь под снегом» - «Спит под снегом медведь».) 79,9% детей выявляли ошибки, но допускали ошибки грамматических норм, (например, «Над большим деревом была глубокая яма» - «Под большое дерево была большая яма».) – неправильное употребление предлогов, употребление неправильных норм управления.

При выполнении задания № 3 высокий уровень имели 13,4% детей, на среднем уровне – 46,7%, дети допускали такие ошибки, как нарушение порядка слов, (например, «Грушу бабушка дает внучке» или «Внучка дает бабушке грушу».) 13,4% детей допускали смысловые ошибки, нарушение порядка слов и замену по фонетическому сходству, (например: «Петя купил маме шарф красный» - «Петя, купить, шар, красивый, мама ».)

Выполняя задания № 4,5, дети высокого уровня не показали, на среднем уровне 20% детей. На низком уровне выполнения заданий – 66,6% детей. Так дети, которые показали низкий уровень и уровень выполнения ниже среднего, допускали следующие ошибки - искажение смысла и структуры предложений; смысловые ошибки, нарушение порядка слов и замена слов в употреблении предложных конструкций с предлогами, даже при использовании стимулирующей помощи второго вида дети давали неправильный ответ. Для детей, имеющих низкий уровень характерны типичные ошибки, например, «Пес сидит (где?) на куста. Почки распустились (где?) из деревьях. Почки распустились в деревьях. Птенец выпал (откуда?) с гнезда». При образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах, дети, которые показали низкий уровень выполнения заданий, допускали характерные типичные ошибки. Например, при образовании существительных множественного числа в именительном падеже «окны, ухи, домы, цветки», при образовании в родительном падеже «ух, ухов, звездов, окнов». Дети со средним уровнем развития тоже допускали ошибки, но при помощи логопеда исправляли некоторые простые задания без искажения смысла и структуры предложения.

6. Исследование словаря и навыков словообразования.

Детям предлагались такие задания:

название детенышей животных;

образование прилагательных (относительных, притяжательных);

назвать действие по предъявленному предмету;

образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;

скажи наоборот;

назови одним словом (уровень обобщений).

Инструкция: у кошки – котята, а у …; кукла из бумаги – бумажная, у собаки лапа собачья, а у …

Критерии оценки: оценка для всех заданий серии проводилась по общим критериям: 1 балл - правильный ответ; 0,5 балла - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение.

С помощью таблицы 6 рассмотрим уровни сформированности навыков словаря и словообразования (см. таблица 6.).

Таблица 2.6.

Уровень сформированности словаря и навыков словообразования.

Вид задания

Высокий уровень выполне- ния

(кол-во человек, %)

Средний уровень выполне-ния

(кол-во человек, %)

Уровень выполне-ния ниже среднего

(кол-во человек, %)

Низкий уровень выполне-ния

(кол-во человек, %)

1.название детенышей животных

 

8, (53,3%)

3, (20%)

4, (26,7%)

2.Образование прилагательных

а) относительных

 

10, (66,6%)

3, (20%)

2, (13,4%)

б) притяжательных

 

8, (53,3%)

4, (26,7%)

3, (20%)

3.Действие по предъявляемому предмету

а) Что делают?

2, (13,4%)

13, (86,6%)

   

б) Кто как голос подает

5, (33,3%)

10, (66,6%)

   

4.Образование ум-ласкательных форм существительных

 

8, (53,3%)

5, (33,3%)

2, (13,4%)

5. Скажи наоборот

 

8, (53,3%)

 

7, (46,7%)

6. Уровень обобщений

 

5, (33,3%)

8, (53,3%)

2, (13,4%)

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7