Выявление уровня речевого развития у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня и анализ результатов обследования.

0 – невыполнение движения, отказ.

Результаты обследования артикуляционной моторики представлены в таблице, (см. таблица 1.)

Таблица 2. 1.

Уровень сформированности артикуляционной моторики.

Высокий уровень

Уровень выше среднего

Средний уровень

Низкий уровень

8 –10 баллов

5 – 7,5 баллов

4,5 – 7 баллов

Ниже 4 баллов

2 человека

5 человек

3 человека

5 человек

У большинства обследованных детей выявились следующие нарушения артикуляционной моторики:

Недостаточное развитие статической и динамической координации артикуляционных движений, 26%.

Неумение быстро переключаться с одной позиции на другую, 26%.

Неточность движений подвижных органов артикуляции – языка, губ, нижней челюсти, отмечались наличие синкинезий, 33,3%.

2. Обследование звукопроизношения.

Мы использовали предметные картинки, в названии которых предъявлялись проверяемые звуки из основных групп звуков русского языка. Произношение проверяемых звуков уточнялось в начале, в середине и в конце слова (см. приложение 1).

Условно разделили все звуки на пять групп: (1 группа – свистящие С, СЬ, З, ЗЬ, Ц; 2 – шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; 3 – Л, ЛЬ; 4 – Р, РЬ) и пятая группа – все остальные звуки, дефектное произношение которых встречается значительно реже: задненебные звуки Г, К, Х и мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения, редкие нарушения произношения гласных звуков.

Произношение звуков каждой группы оценивалось в отдельности по следующему принципу: 3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 балла – один или несколько звуков группы правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи; 1 балл - в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы; 0 баллов – искажения или замены во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.

Результаты обследования звукопроизношения были представлены в виде таблицы, (см. таблицу 2).

Таблица 2. 2.

Состояние звукопроизношения у дошкольников.

Группы звуков

Отсутствие звука

Искажение звука

Замена звука

Смешение звука

Свистящие

 

5 человек

3 человека

 

Шипящие

 

4 человека

3 человека

4 человека

Сонорные

 

4 человека

9 человек

1 человек

Остальные группы звуков

       

В результате, согласно данных таблицы, нарушения произношения звуков у обследуемых детей проявились либо в искаженном воспроизведении тех или иных звуков, либо в замене и в смешении звуков. Нарушенными оказались группы свистящих, шипящих, а также сонорных звуков.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7