Выявление уровня речевого развития у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня и анализ результатов обследования.

Исследование звуко-слоговой структуры.

Детям предлагались для повторения слова разной слоговой структуры: со стечением согласных в начале, в середине, в конце слова; многосложные слова, состоящие из сходных звуков. Например: танкист, сковорода, милиционер, термометр и пр., (см. приложение 1).

Правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления оценивалось в 1 балл, замедленное послоговое воспроизведение – 0,5 балла, искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова) – 0,25 балла, невоспроизведение, отказ – 0 баллов.

Уровни сформированности звуко-слоговой структуры представлены в таблице 3, (см. таблица 3).

Таблица 2.3.

Уровень сформированности звуко-слоговой структуры слова.

Уровни сформированности

Количество баллов

Количество детей

Высокий уровень

8-10 баллов

1 человек

Средний уровень

5-7,5 баллов

4 человека

Уровень ниже среднего

4,5-7 баллов

2 человека

Низкий уровень

Ниже 4 баллов

8 человек

Анализ результатов обследования показал, что у детей в основном отмечались пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова, а также замедленное воспроизведение по слогам.

4. Состояние фонематического восприятия (см. приложение 1).

Проверялось различение фонем из группы свистящих и шипящих, звонких и глухих, сонорных. С этой целью предлагалось повторить отраженно за логопедом различные оппозиционные слоги, например ба-па, ша-жа-ша. Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение

Вначале предъявляется первый член пары (ба - па), затем второй (па - ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба – па – па - ба). Слоги предъявлялись до первого воспроизведения.

Точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления оценивалось в 1 балл; 0,5 балла, если первый член слоговой пары воспроизводился правильно, а второй уподоблялся первому; 0,25 балла – за неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов – за отказ от выполнения или полная невозможность воспроизведения пробы.

Набранное количество баллов от 12,5 до 14,0 соответствовало высокому уровню успешности, от 8,5 до 12,0 – уровню выше среднего, от 5,5 до 8,0 – среднему и ниже 5 баллов – низкому.

Далее проверялось, различают ли дети слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу (см. приложение 1).

Ребенку предлагалось выбрать из двух предложенных картинок нужную. Все задания на дифференциацию слов-квазиомонимов, на воспроизведение цепочек слов, на выявление сформированности навыков звукового анализа оценивались как выполнение задания – 1 балл, выполнение с ошибками – 0,5 балла, невыполнение – 0 баллов.

В таблице 4 представлены данные о состоянии фонематического восприятия и сформированности навыка звукового состава слов у детей обследуемой группы, (см. таблицу 4).

Таблица 2. 4.

Состояние фонематического восприятия и навыка звукового анализа слов.

Вид задания

Высокий уровень выполне-ния

(кол-во че- ловек, %)

Средний уровень выполнения

(количество человек, %)

Уровень выполне-ния ниже среднего

(кол-во че-ловек, %)

Низкий уровень выполне- ния

(кол-во че-ловек, %)

Фонематическое восприятие

1.Повторение оппозиционных слогов

 

7, (46,7%)

 

8, (53,3%)

2.Дифференциация слов-квазиомонимов

3, (20%)

4, (26,7%)

5, (33,3%)

3, (20%)

3. Воспроизведение цепочки слов

3, (20%)

5, (33,3%)

3, (20%)

4, (26,7%)

Навыки звукового анализа слов

4. Выделение первого гласного

12, (80%)

3, (20%)

   

5. Выделение первого согласного

 

8, (53,3%)

5, (33,3%)

2, (13,4%)

6.Выделение последнего согласного

 

5, (33,3%)

8, (53,3%)

2, (13,4%)

7.Выделение последнего гласного

 

2, (13,4%)

3, (20%)

10, (66,6%)

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7