Результаты экспериментального обучения.

- существенно улучшает уровень и качество знаний учащихся по теме «Имя существительное»;

- повышает интерес младших школьников к обучению;

- способствует развитию у них логического мышления, аналитических способностей и т.п.

Заключение.

Настоящее квалификационное исследование посвящено решению одной из важных проблем - взаимосвязи языкового образования и умственного развития учащихся.

В работе мы исходили из того, что для успешного усвоения учащимися знаний по теме «Имя прилагательное» необходимо использование методов и приёмов развивающего обучения. Такая работа должна проводиться систематически на уроках русского языка.

Это позволит, с одной стороны, дать более глубокие знания младшим школьникам по данной теме, с другой стороны, повлияет на развитие умственных и познавательных способностей учащихся.

С целью реализации данного положения был проведен анализ лингвистической и психолого-методической литературы.

Анализ лингвистической литературы показал, что имя прилагательное является частей речи. Эта проблема достаточно изучена в лингвистике и охватывает следующие вопросы лексико-грамматические разряды, анализ психолого-методической литературы был направлен на выявление психологических особенностей младших школьников, которые заключаются в особенностях психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления и т.д.), на характеристику особенностей альтернативных систем обучения, а также основополагающих принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова:

- обучение на более высоком уровне трудности (с соблюдением меры трудности);

- изучение материала более быстрым темпом;

- ведущая роль теоретических знаний;

- осознание учащимися процесса учения;

- работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых, и

самых сильных.

Для решения вопроса об организации обучения по теме «Имя существительное» была предложена методика работы, основанная на положениях системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

Предложенная система включает в себя два этапа, которые реализуются в ходе изучения каждой грамматической категории имени существительного:

I этап - этап ознакомления с новым понятием, на котором осуществляется постановка проблемной ситуации, организующей поисковую деятельность учащихся с применением различных мыслительных операций;

II этап - этап закрепления полученных знаний, представленный комплексом упражнений, способствующих развитию у учащихся умений анализировать, группировать, сравнивать, обобщать и т.д. на специально подобранном грамматическом материале.

Эффективность приёмов и методов работы в предлагаемой системе обучения была доказана в процессе обучающего эксперимента.

Результаты, полученные в ходе выполнения контрольного среза, подтвердили эффективность разработанной методики. Учащиеся класса, в котором изучение имени существительного осуществлялось по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, показали более высокий уровень и качество знаний по данной теме, проявили повышенный интерес к обучению, что способствовало развитию у них логического мышления и аналитических способностей.

Работа над темой «Имя прилагательное», с применением приёмов и принципов развивающего обучения, будет способствовать более глубокому и осмысленному усвоению младшими школьниками сведений об имени прилагательном и развитию у них познавательных способностей и аналитических умений.

Перейти на страницу: 1 2 3