Особенности использования дидактических игр в 1 классе

Дидактические игры особенно необходимы в воспитании и обучении детей шестилетнего возраста. В них удаётся сконцентрировать внешне даже самых инертных детей. В начале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого участие в игре невозможно. Как показывают наблюдения за детьми шестилетнего возраста, наибольших успехов достигают те учителя, которые отводят на игру третью часть урока. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при её чрезмерном использовании ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.

В работе при обучении учащихся, большое внимание необходимо уделять нестандартным задачам на построение цепочки логических рассуждений. Решение таких задач учащиеся легко отыскивают с помощью составление таблицы или схемы. Приведу пример такой задачи, которую можно предложить ученикам 1 класса: «Игорь грустнее Жени, Женя грустнее Севы. Нарисуй лица мальчиков».

Вот еще несколько заданий на развитие логического мышления: «Ошибки-невидимки».

На доске записано несколько математических выражений, содержащих явную ошибку. Задача учащихся, ничего не стирая и не зачеркивая, сделать ошибку «невидимой».

Возможные варианты выполнения задания учащимися:

20<20 6=5

а) 20<200 а) 6=5+1

б) 20<20+8 б) 11 – 6 =5

Представленные задания вызывают у детей большой интерес. А ведь именно интерес должен лежать в основе обучения младшего школьника.

При изучении темы «Сложение и вычитание в пределах 10» использовались нижеперечисленные игры. При этом учебный процесс осуществлялся в соответствии со следующими этапами: ознакомление, повторение, закрепление изученного материала. Приведем конспекты нескольких уроков с использованием этих игр.

Тема урока: «Перестановка слагаемых»

Цель урока: Познакомить детей с переместительным свойством сложения.

Ход урока

Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.

Всех зовет он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

2. Повторение изученного.

У. Послушайте внимательно тексты загадок-обманок, сочиненных современным детским поэтом Марком Шварцем. Отгадайте, кто пришел сегодня к нам на урок.

Клубком свернулся – ну-ка тронь!

Со всех сторон колючий… (Еж.)

- Ребята, ежик просит вас сосчитать от 1 до 10 через одно и два числа.

Дети выполняют задание.

Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый… (Медведь)

- Ребята, косолапый мишка тоже хочет дать вам задание. Выполним его?

Д. Да

У. Сосчитайте от 10 до 1 через одно и два числа.

Дети выполняют задание.

У. На заборе поутру

Кукарекал… (Петух.)

- Петушок приготовил вам задание посложнее. Сосчитайте от 1 до 20 и от 20 до 1.

Дети выполняют задание.

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая… (Белка.)

- Ребята, белочка приготовила для вас игру, которая называется: «Считай верно»

Цель игры: формирование навыка табличного сложения и вычитания в пределах 10 и умения пользоваться терминами «слагаемое», «сумма».

Оборудование: у учащихся карточки с числами от 0 до 9.

Описание игры: перед каждым учеником разложены в любом порядке лицевой стороной вверх карточки с числами от 0 до 9. Учитель читает выражение. Ученики, решив его, ищут карточку с ответом и переворачивают ее лицевой стороной вниз. Учитель дает 6-7 примеров с различными ответами.

- Найди сумму чисел 5 и 4.

- На сколько 6 больше 3?

- К 4 прибавь столько же.

- Увеличь 3 на 4.

- Первое слагаемое равно 2, второе – 3. Чему равна сумма?

- 5 плюс 1.

- А теперь проведем проверку. Те, у кого остались не перевернутыми карточки с числами 0,1,2 и 4 правильно справились с заданием.

У. Молодцы ребята, вы выполнили задания героев загадок.

2. Изучение нового материала.

У. - Все преграды одолев,

Бьет копытом верный… (Конь.)

- В цирковом представлении первым номеров выступали 5 лошадей.

На наборное полотно выставляются 5 предметных картинок с изображением лошадей.

- Сено хоботом берет

Толстокожий … (Слон.)

- После лошадей на арену цирка вышли 3 слона.

На наборное полотно выставляются 3 предметные картинки с изображением слонов.

- Как узнать, сколько всего лошадей и слонов участвовало в цирковом представлении?

Д. 5+3=8

У. В следующем представлении участвовали сначала слоны, а затем лошади. Как узнать, сколько слонов и лошадей участвовало в цирковом представлении?

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

[an error occurred while processing the directive]