Урок 2. Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова как пример работы с цветом на уроках литературы

IV. Дорога собственной жизни (осознание истинных ценностей, ответственности за собственную жизнь)

Постепенно приходим к мысли об ответственности за собственную жизнь, о необходимости труда души. Вновь обращаемся к словам А.П. Чехова, вынесенным в эпиграф урока, зачитывается отрывок из сочинения одного из выпускников:

«Чтобы вырастить даже самый обычный цветок, нужно приложить немало труда: выбрать наиболее соответствующее место, подготовить почву, внести подкормку, вовремя полить и прополоть. Тогда природа раскроет удивительный, радующий глаз и сердце бутон. Но если семена даже самых роскошных цветов бросить в неподготовленную землю, забыть о них, то они либо погибнут, либо будут хилыми, болезненными, выросшими на муку среди сорняков. Так и душа человека требует неустанной заботы, нельзя давать разрастаться плесени самодовольства, грубости, лени; как живая вода необходима душе красота, доброе дело…»

Затем учащимся предлагается подумать о собственной жизни, спроектировать в цвете свое будущее. Никто из них не хочет повторить путь героя рассказа, чаще всего подбираются ясные, жизнеутверждающие краски. Материальное благополучие не кажется уже столь привлекательным как прежде. Оказывается гораздо важнее любовь, дружба, высокая цель в жизни. По-новому осознаются слова А.П. Чехова: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он смог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».

Так книга, написанная в 1898 году, становится важным этапом в расстановке приоритетов, осознании жизни подростками начала XXI века.

[14, с 24–31]

Экспериментирование с цветом на уроках литературы, поиски нужного оттенка для передачи состояния героя, темы произведения, своего настроения позволяют более глубоко прочувствовать повествование, дают возможность выйти на личностный уровень, «присоединить» учащихся к эмоциональному фону урока, и также разнообразить учебные приемы, внести элемент новизны, а значит пробудить интерес-двигатель познавательной активности. Этот инновационный прием в ряду многих других относится к находкам, на которые стоит обратить внимание учителю.

Перейти на страницу: 1 2 3