Урок 2. Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова как пример работы с цветом на уроках литературы

Например:

Опорный конспект

Цветовое сочетание

I глава

-Приятно,

– удобно,

– не чувствует усталости,

– смеется, напевает,

– «хорошие, покойные мысли»,

– «недурственно».

Обычно подбираются спокойные, ясные, пастельные тона.

II глава

-Волнуется,

– страдает,

– мучается,

– «пьянит надежда»,

– восхищается,

– ждет любви,

– ужасается,

– «Ох, не надо бы полнеть».

Сильные, контрастные, яркие сочетания.

III глава.

Противоречивые состояния и мысли героя встречаем в третьей главе. Здесь и «радостное мучительное чувство», и стыд, и раздражение («хватил бы зонтиком по широкой спине Пантелеймона»), и расчетливость («приданого дадут должно быть немало»), и равнодушие («сколько хлопот, однако»). И в рисунках рябят цветовая гамма меняется, становиться более контрастной, появляются белые пятна, темные штрихи.

-Ошеломлен,

– испытывает радостное, мучительное чувство,

– «перестало беспокойно биться сердце»,

– жаль любви,

– стыдно,

– успокоился.

Более контрастная, разноречивая цветовая гамма, появляются темные штрихи, белые пятна.

IV глава

-Спешно принимает больных,

– ни с кем не сходится,

– хочет говорить, жаловаться,

– «огонек в душе погас»,

– раздражается,

– «старимся, полнеем, опускаемся»

– «А хорошо, что я тогда не женился».

Палитра все более темнеет, преобладают безрадостные краски.

V глава

-Пополнел, ожирел,

– «живется ему скучно»,

– «ничто его не интересует»,

– «жадность одолела».

Светлые тона исчезают, мрачная, темная палитра

III. Мысли по поводу…

Анализ опорных конспектов и изменения цветовой палитры проводится в форме беседы по следующим вопросам:

Что произошло? Кто виноват? О чем рассказ А.П. Чехова?

Ответы учащихся обобщаются и появляются следующая запись в опорном конспекте:

Город С

Ионыч

-скука,

– однообразие жизни,

– злое невежество,

– равнодушие,

– удовлетворенность «усеченным» существованием.

-стремление к покою,

– жажда наживы,

– лень души,

– отсутствие светлых идеалов.

Личностные качества героя, усугубленные бездуховной атмосферой города С, отсутствие высоких целей привели к деградации человеческой души. (Работа со словарем над понятием «деградация») Перед каждым учащимся к концу урока оказывается символическая цветовая дорога жизни Ионыча, путь его духовной эволюции. И отвлеченное понятие «деградация» становится наглядным, почти осязаемым.

Перейти на страницу: 1 2 3