Урок 1. Рассказ Чехова «Толстый и тонкий»

– Что можем мы сказать о мастерстве Чехова-писателя? Что, на ваш взгляд, ему удалось в этом рассказе? Можете ли вы сказать, почему эпиграфом к уроку я выбрала это высказывание Чехова?

[12, с. 147–149]

Здесь нашему вниманию предлагаются приемы и формы работы, которые знакомы любому учителю: рассказ, описание персонажей, опрос. Однако несомненным достоинством такого урока является прежде всего внимание к слову, тесная связь с русским языком. Ученики на протяжении урока следят за речью персонажей, учатся находить в тексте средства выразительности, следят за особенностями стиля Чехова.

Однако работа над рассказами Чехова не исчерпывается хотя и надежными, но давно известными технологиями. Мы можем увидеть также довольно специфические формы и приемы, при которых большое внимание уделяется деталям текста, а главное – идет ориентировка на сознание учеников, на то, чтобы их заинтересовать

Русский методист А.А. Артамонова отмечает, что сегодня литература, даже если речь идет о художественных произведениях, ставших явлениями в мировой культуре, не воспринимается большей частью молодых людей как «сознание народа, плод и цвет его духовной жизни». Этому есть немало причин. Одна из них в том, что читающий не находит на страницах классиков «личностных смыслов», содержание книги воспринимается отстраненно, не вызывает эмоционального отклика, движения души и мысли. Учащийся отвлекается от темы урока, задумывается о чем-то своем и непроизвольно начинает водить ручкой по бумаге, иногда парте, возникают какие-то образы, символы. [13, с 143]. Эту особенность используют психологи, применяя графические, цвето-рисуночные тесты для диагностики эмоционального состояния, личностных особенностей.

Некоторые темы позволяют использовать цвет не только как вспомогательное средство, но и как основу урока, с помощью которого достигается его цели. Так, предлагаемый конспект урока-размышления «Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова «Ионыч» строится на основе комментированного чтения и ассоциативного рисования.

Перейти на страницу: 1 2