Урок 1. Рассказ Чехова «Толстый и тонкий»

Цели урока

:

· Выяснить особенности стиля А.П. Чехова, мастера слова, детали, подтекста, способного на маленькой площади емко сказать многое;

· учить видеть красоту, меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию.

Оборудование:

портрет Чехова, стенд с иллюстрациями к рассказу, выполненными учащимися.

Па доске эпиграф «Краткость сестра таланта» А.П. Чехов, выписка из Словаря русского языка в 4-х томах: «лаконизм – предельная краткость, сжатость (речи, изложения и т.д.)».

– Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ Чехова «Толстый и тонкий», мы постараемся понять емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст.

– Допустим, вы ставите спектакль по этому рассказу и подбираете актеров на роли героев. Каким, по-вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность, одежду, походку.

А теперь посмотрим, как описал толстого Чехов: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни» (о чем эта деталь говорит?); «Пахло от него хересом» (сорт крепкого виноградного вина). Одна-две детали – и перед нами состоятельный, богатый человек, довольный жизнью.

Представьте теперь тонкого, который только что вышел из вагона. Как бы вы его описали? А как у Чехова? («Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей»). Какие детали здесь, на ваш взгляд, наиболее значительные?

Дети отмечают, что тонкий навьючен. (Вьюк – упаковочная поклажа, перевозимая на спине животных, а также сумка для такой поклажи). Чехов делает нас соавторами, мы включаем в работу свое воображение: значит, герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешенный чемоданами, узлами, картонками, он жалок. И пахнет от него не хересом, а кофейной гущей.

Какой композиционный прием использует Чехов, рисуя героев? Толстый и тонкий… Найдем синонимы этому противопоставлению, антитезе.

Богатый и бедный.

Прочтите диалог, состоявшийся при встрече бывших школьных друзей. Как передает писатель радость этой встречи? (У толстого короткие предложения с обилием разговорной лексики, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; у тонкого тоже обилие кратких восклицательных предложений, которые как нельзя лучше передают его чувства. Искренни ли эти чувства? Как Чехов дает нам это понять?

Прочитайте речь тонкого. Как меняется интонация, когда он рассказывает другу о своей жизни? Для чего Чехов вводит паузу? Что она передает? (С сожалением говорит он о своей бедной жизни, но сейчас не это главное! Пауза психологическая, эмоциональная: «Жалованье плохое… ну да бог с ним!», – не о том хочется ему сейчас, в этот радостный момент говорить).

Прочитаем ответ толстого. Что мы узнаем о его положении в обществе? Как, по вашему мнению, отвечает он на вопросы тонкого? Высокомерно? Просто? Не рисуясь? Почему Чехов об этом ничего не говорит нам, читателям?

Расскажите, что мог чувствовать тонкий, услышав о звании толстого? Опишите, как изменился при этом тонкий: его поведение, поза, внешность.

– Читаем в рассказе Чехова… «Тонкий вдруг побледнел, окаменел». О чем эти вдруг, побледнел, окаменел говорят нам, читателям? Подберите синонимы к этому глаголу.

Это вдруг передает состояние внезапной перемены. Окаменел – был поражен, как громом, не мог двигаться, замер, застыл как вкопанный. За словом – состояние, гамма пережитых чувств: страх, испуг, ужас, шок. Теперь понятно, что окаменел, этот глагол-метафора, – единственно возможное здесь, самое точное слово художника-мастера. Читаем дальше: «Лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой». Опять метафора, о чем она говорит? (О неестественности этой улыбки, наигранности поведения тонкого, прилагательное в превосходной степени усиливает эту неестественность). «Сам он съежился, сгорбился, сузился…? Что передает каждый глагол, использованный здесь Чеховым? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю? Почему чемоданы, узлы и картонки тоже «съежились и поморщились»? Тонкий теряет дар речи, униженно, подобострастно хихикает, тотчас же в его речи появляется раболепно-почтительное – с. Он пытается выражаться красиво, торжественно. Нам стыдно за этого человека, который так унижается, чувствуя себя маленьким, ничтожным по сравнению с толстым.

От языка идем к идее произведения – разоблачению подхалимства и угодничества.

Читаем у Чехова: «Толстый хотел было возразить что-то». Что, по-вашему, он мог бы возразить? И почему Чехов не дает ему возразить? Каким словом передает писатель чувства Толстого от пресмыкательства тонкого?

Рассказ «Толстый и тонкий» был напечатан в журнале «Осколки». Через несколько лет автор включил его в сборник «Пестрые рассказы». При этом он внес в рассказ существенные изменения. В журнальной редакции тонкий при встрече с гимназическим товарищем резко отозвался о своем новом начальнике. (Он не подозревал, что толстый и есть тот самый начальник. Надувшись, как индейский петух, толстый во время встречи с гимназическим товарищем начинает распекать его). Но Чехов изменил рассказ. Толстый не является начальником тонкого. Для чего он это сделал?

Перейти на страницу: 1 2

[an error occurred while processing the directive]