Организация и методы исследования проблемы дезадаптации первоклассников.

Характер животного. Этот показатель оценивается достаточно произвольно: в ряде случаев выделить его затруднительно. В целом же животных можно подразделить на угрожающих, угрожаемых и нейтральных. Такая позиция, более или менее явно выраженная на рисунке, - прямая проекция самоощущения испытуемого. Характер животного отражает отношение к собственному «Я», представление о своем положении в мире.

Уподобление животного человеку – постановка его в положении прямого хождения, похожесть морды на лицо, конечностей – на человеческие ноги и руки, одевание животного в одежду и т.п. – свидетельство инфантилизма, эмоциональной незрелости.

Подчеркивание сексуальных признаков – половых органов, вымени, сосков – яркое свидетельство повышенного внимания к сексуальной сфере.

Иногда встречается вмонтированное в тело животного механических компонентов – тракторных гусениц, антенны, пропеллера и т.п. Установлена тесная связь таких изображений с психической патологией, в частности шизофренической природы. Творческие возможности испытуемого выражаются количеством элементов фигуры и оригинальностью их сочетания. Банальность мышления, отсутствие творческого начала приводит к тому, что изображение принимает форму реально существующего животного.

Название животного. Необычное сочетание в названии тривиальных характеристик («лесной верблюд», «летающий заяц») свидетельствует о рациональном складе ума, возможно – о стремлении к оригинальности, не подкрепленном, однако, выраженным творческим потенциалом. Псевдонаучные названия (иногда с латинским суффиксом и т.п.) – свидетельство демонстративности, особенно в плане интеллекта и эрудиции. Бессмысленные звукосочетания – показатель легкомыслия, при наличии повторяющихся или рифмующихся слогов («Кра-кра», «Кряк-бряк») – инфантильности. Громоздкие названия чаще всего свидетельствуют о склонности к фантазированию замещающе-защитного порядка.

б) Рисунок семьи.

Историческая справка о методике «Рисунок семьи», особенности его диагностической процедуры и порядок интерпретации весьма подробно освещены в работах Т. Хоментаускаса [106, 107] и др. поэтому в рассказе о данной методике мы ограничимся весьма краткими предварительными сведениями. Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса [131], А.И. Захарова [43], Н. Кормана [126], Р. Бернса и С. Кауфмана [124] и др.

Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений. Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Материал: для работы необходимо использовать лист белой бумаги 15х20 см или 21х29 см, ручку, карандаш, ластик.

Инструкция 1 к тесту «Рисунок семьи»: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится около 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивается в пределах 15-30 минут.

Применение теста предполагает (допускает) использование дополнительных заданий, выраженных в следующих инструкциях:

Инструкция 2: «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом».

Инструкция 3: «Нарисуй свою семью, как ты себе ее представляешь».

Инструкция 4: «Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического (несуществующего) существа».

Инструкция 5: «Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи».

При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

[an error occurred while processing the directive]