Организация и методы исследования проблемы дезадаптации первоклассников.

Изображение ушей трактуется буквально – как заинтересованность в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Чем крупнее и детальнее изображены уши, тем более выражено данное свойство.

Трактовка изображения рта многозначна. Приоткрытый рот, в котором виден язык, - свидетельство разговорчивости, даже болтливости. Прорисовка губ, расценивается как чувственность. Открытый рот (особенно заштрихованный) при отсутствии губ и языка демонстрирует легкость возникновения страхов. Зубы (особенно заостренные) – признак вербальной агрессии, чаще реактивной (готовность огрызаться в ответ на осуждение). Дополнительным признаком агрессивности выступают изображенные на голове рога, всевозможные шипы, иглы и т.п. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, повышенная сексуальность. Перья – свидетельство демонстративного поведения, тенденции к самоукрашению (тем в большей степени, чем более вычурно и декоративно они расположены).

Основная часть фигуры – лапы, постамент и т.п. оценивается по форме, а также относительно общего размера фигуры. Основательность опорной части – признак рациональности, склонность принимать обдуманные решения на основе существенной информации. И наоборот – субтильные лапки и т.п. свидетельствует о легкомыслии, поверхности суждений, импульсивности. Соединение опорных конечностей с телом – точное, тщательное либо небрежное, слабое – буквально отражает степень контроля за своими суждениями и решениями. Направленность ног в одну сторону, изображение их одинаковыми – свидетельство комфортности, а также банальности мышления. Разнообразия в положении ног – обратный признак (самостоятельность); будучи резко выражены, свидетельствует об обостренном нонконформизме.

Части, возвышающиеся над уровнем фигуры – крылья, дополнительные конечности, щупальца, детали панциря, перья и др. – могут быть функциональными и декоративными. Первые свидетельствуют об энергии, стремлении охватить разнообразные сферы деятельности, самоутвердиться. Вторые свидетельствуют о манерности, стремлении обратить на себя внимание окружающих.

Изображение хвоста отражает отношение к собственным размышлениям и поступкам. Поворот хвоста характеризует преобладание одной из этих сфер: если влево, то более значимо для человека отношение к своему поведению, если вправо – к собственному внутреннему миру. Хвост, поднятый вверх, - это свидетельство в целом положительного отношения: человек чувствует себя бодрым, уверенным в себе. Опущенный хвост, наоборот, свидетельствует о неуверенности, подавленности, недовольстве собой.

Контур фигуры. При анализе этого признака решающим является наличие или отсутствие выступов (типа ребристого панциря, всевозможных шипов, игл, наростов и т.п.). Это отражение особенностей механизмов психологической защиты. Выраженность острых выступов отражает степень агрессивной защиты, их направленность – направление опасений и тревоги: вверх – источником напряжения выступают люди, наделенные властью и способные подавить, запретить, ограничить, - старшие по возрасту, в том числе родители, и по социальному положению – учителя, руководители; направленность защитных элементов вниз – боязнь непризнания, насмешек, потери авторитета у подчиненных, детей и т.п. Боковые выступы – недифференцированная самозащита, готовность встретить опасность с любой стороны, в любой ситуации.

Общая энергия оценивается по количеству изображенных деталей. Следует оценить, изображены ли только необходимые элементы, позволяющие дать общее представление о животном (голова, туловище, конечности), или имеет место щедрое изображение дополнительных, усложненных деталей. Соответственно, чем больше деталей, тем выше энергия испытуемого. И наоборот – отсутствие деталей свидетельствует о слабости, стремлении экономить энергию, возможно – о хроническом соматическом заболевании. Показателен и характер линии: слабая, паутинообразная линия свойственна астеникам. Обратный характер линии не является противоположным показателем: жирная линия с нажимом свидетельствует не о жизненной силе, а о тревожности. Важно обратить внимание, какие детали выполнены с особым нажимом, т.е. к какой сфере относится обостренная тревожность.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9