Средняя группа

Дошкольники любят трудиться со взрослыми. В средней группе можно организовать труд детей совместно с родителями, с дворником, няней. Например, взрослые производят обрезку кустов, а их маленькие помощники подбирают и относят веточки в определенное место; родители сгребают сухие листья, а дети переносят их в кучу и т.п. Или на прогулке педагог обращает внимание воспитанников на то, как много выпало снега, как замело все дорожки, и предлагает очистить от снега веранду, скамейки, чтобы помочь дворнику ("Вот удивится дядя Вася, когда увидит, как мы ему помогли!"). Дети с удовольствием очищают вместе с воспитателем снег, подметают веранду, испытывая радость и гордость, когда он хвалит их за работу. Вместе с няней дети могут протирать стульчики, столы, полки.

В процессе совместной деятельности взрослые должны показывать детям пример положительного отношения к труду, товарищеских отношений. Естественно, что в такой совместной деятельности основная роль отводится труду взрослого, а дети выступают в качестве помощников. Но важно то, что ребенок чувствует свою причастность к общему делу, лучше начинает понимать общественную значимость труда. Так постепенно в результате целенаправленной воспитательной работы дети учатся ценить труд взрослых и свой труд, познают культуру труда, овладевают умением планировать свою работу, рационально ее организовывать.

С этого возраста надо уже приучать ребенка выполнять работу хорошо, обязательно доводить дело до конца, поощрять его за проявленную инициативу, за умение прилагать волевое усилие.

Однако педагог должен помнить о том, что нельзя допускать длительного напряжения детей. Это приводит к утомлению и вызывает отрицательное отношение к трудовой деятельности. Непрерывная трудовая деятельность ребенка не должна превышать 10 мин. Совместным трудом детей и взрослых должен руководить воспитатель. Действовать при этом надо тактично. Например, видя, что похвала родителей чрезмерно стимулирует деятельность ребенка, что тот возбужден, раскраснелся, что у него участилось дыхание, нужно незаметно переключить малыша на игру либо дать ему какое-нибудь индивидуальное поручение, не требующее физического напряжения, например попросить позвать кого-нибудь из сверстников.

Эффективны в этой группе и игровые приемы. Например, к детям приходит кукла Аня и просит помочь сложить на место игрушки, постирать кукольное белье, протереть мебель и т.д.

Педагог побуждает воспитанников активно включаться в те или иные виды труда, разъясняет, почему нужно сделать то-то и то-то. Не следует слишком долго и сердито искать виновника беспорядка, ворчать: "Спрячу все игрушки, если вы их ломаете". Целесообразнее обратиться к детям с просьбой, так как на нее они откликаются охотнее. Одним из действенных приемов остается поощрение ("Посмотрите, как Сережа хорошо убрал игрушки!"). Причем оценивать следует не только трудовые действия, но и умение ребенка правильно, аккуратно обращаться с оборудованием.

С начала года дети дежурят по столовой. В первые месяцы необходимо учить дежурных правильным приемам работы; напоминать, что чашки следует брать за ручку, хлебницу нести двумя руками. В средней группе ребенок один полностью сервирует стол, так как пока еще ему трудно согласовывать свои действия с действиями сверстников. Со второй половины года вводятся дежурства по подготовке учебного и игрового материала к занятиям. Вначале воспитанников знакомят с порядком хранения пособий.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

[an error occurred while processing the directive]