Содержание работы по формированию лексического строя речи у детей с ОНР

На ранних этапах овладения языком ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а в дальнейшем на первый план выступает словообразовательный уровень. Овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития. Начинать работу по развитию лексического строя речи следует с выяснения и пополнения объема словарного запаса:

· у детей с ОНР словарь бедный, с преобладанием существительных и глаголов;

· речь фразовая, но с аграмматизмами (нарушено согласование слов в предложении);

· в разговорной речи преобладание простых нераспространенных предложений;

· затруднение в назывании обобщающих понятий, названий детенышей животных, профессий;

· при подборе антонимов подбирают слова-стимулы с частицей не

;

· словарь ограничен;

· расхождение в объеме пассивного и активного словаря.

Последовательность логопедической работы по обогащению словаря должна учитывать программу детского сада, словарь детей шестилетнего возраста, а также выявленные особенности словаря у дошкольников с ОНР. Качественное обогащение словаря осуществляется путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний. На материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий. А также включают уточнение значения слов, имеющихся в пассивном словаре, и актуализацию их в самостоятельной речи, овладение новыми словами [12].

Выделение этих направлений во многом является условным, так как в едином процессе формирования лексики они часто переплетаются, взаимодействуют:

1. Расширение объёма словаря.

2. Формирование структуры значения слова.

3. Развитие лексической системности и семантических полей.

4. Развитие словообразования.

5. Уточнение грамматического значения слова.

Однако выделение этих направлений важно для осознания тех языковых процессов, которые необходимо развивать у детей.

В каждом из направлений формирования лексики определены основные задачи, поэтапное содержание, методы и приёмы логопедической работы [12].

На начальном этапе проводится работа:

1. Связь обобщающегося понятия с существительным, входящим в данное обобщающее понятие.

2. За счет чего расширяется объём малопродуктивных слов.

3. Как закрепляется связь имеющихся у детей слов-прилагательных с их значениями.

4. Обогащение словаря по тематическим группам.

5. Глагольный словарь обогащается в следующий последовательности: продуктивные глаголы, обозначающие движения, состояния человека, животных, далее по темам: «Кто/или что/какие звуки издает? Кто что делает?»; (параллельно с уточнением названий профессий людей).

В процессе работы над прилагательными и глаголами особенно большое внимание уделяется их закреплению в контексте: в словосочетаниях, предположениях, тексте. Работа над новым словом включает следующие этапы:

1. Связь звукового образа слова со зрительным, слуховым и другим образом денотата (предмета, признака, действия). На этом этапе широко используется разнообразная наглядность (предметные и сюжетные картинки, игрушки, предметы, муляжи, выполнение реальных действий, различные игры).

2. Уточнение звукового образа слова, звуковой анализ слова.

3. Выделение семантических признаков слова.

4. Введение данного слова в определенное семантическое поле и уточнение парадигматических связей данного слова в системе парадигматических связей внутри семантического поля.

Перейти на страницу: 1 2