Обучение и игра

· удовольствие от контактов с партнёрами по игре;

· удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока.

Видно, что игры отвечают важной биологической потребности организма в получении постоянной информации из внешней среды и компенсируют событийную (средовую) монотонность повседневной жизни, изолированность от полноценной природной и социальной среды [8].

Размышляя о природе игры, сторонники биологической обусловленности игры считают, что здесь внутренние законы развития действуют с такой силой, что у детей самых разных стран и эпох, несмотря на все противоположности в окружающих условиях, всегда пробуждаются на определенных ступенях возраста одинаковые инстинкты игры.

Так, игры, связанные с бросанием, игры в куклы, безусловно, выходят из рамок времени и пространства, социального слоя, национальной дифференцировки, прогресса культуры. Специфический материал, над которым упражняются инстинкты движения, попечения, борьбы, может изменяться вместе со средой, но общие формы остаются неизменными [8].

В процессе игры детьми осваивается, прежде всего, сюжет (по Д.Б. Эльконину, например, при игре в «дочки-матери», в войну и др.), что обеспечивает трансляцию определённого элемента культуры как сюжета. Позднее, в процессе развития индивида уже имеющаяся форма социальных отношений наполняется (дополняется) содержанием.

Особая ценность игр для современного образования заключается в новых логических конструкциях и их сочетаниях при исследовании мира возможностей, открытие и освоение которых приносит так много удовольствия и так важно для постижения вероятностных процессов в природе и обществе.

Последние годы разработчики игр для детей особенно акцентируют то, что игры развивают сообразительность, логику, пространственное воображение, математические, конструкторские и прочие способности, столь необходимые для творчества. Попытки обучать творчеству всегда вызывают интерес и уже этим привлекают общественное внимание. Однако до сих пор сторонники новых подходов в педагогике развития, в частности с помощью игровых методов, утверждая, что происходит обучение творчеству. В отличие от многих других способов подталкивания, «обучения» индивидуальному творчеству, игры открывают мир – создают образовательную среду сотворчества. Необходимо не только «узнать – вместе», «понимать – вместе», но и «действовать – вместе» [22].

Принято считать, что человек сам учится думать, однако сложным способам мышления люди специально учат друг друга. Участие в играх – одна из форм освоения сложных форм одновременного мышления на разных уровнях решаемой проблемы.

Благодаря активной форме участия в играх достигается высокий уровень запоминания событий, имевших место в игре, что соответствует данным психологии, согласно которым у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% – из того, что он видит, и 90% – из того, что он делает.

Это подтверждает эффективность игры на обучение, воспитание [8].

Перейти на страницу: 1 2