Констатирующий этап

Волка ноги кормят.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Недруг поддакивает, а друг спорит.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Умел ошибиться, умей и поправиться.

Учение свет, а неучение – тьма.

Фразы:

О деле судят по результатам.

Цыплята вырастают к осени.

Одну хорошую книгу прочесть полезнее, чем семь плохих.

Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать.

Злой человек не любит доброго.

Ошибку нужно постараться исправить.

Если ты не прав, то друг всегда докажет тебе, что ты не прав.

Учение дается легче в светлое время суток.

Безделие делает день длиннее.

Прежде, чем что-то сказать – подумай. Слово назад не возьмешь.

Волк догоняет свою добычу, он никогда не сидит в засаде.

Перед испытуемым в беспорядке раскладываются карточки с фразами и пословицами. Предлагается внимательно их прочитать. После этого экспериментатор берет карточки с пословицами и поочередно предъявляет их испытуемому, требуя после каждого предъявления пословицы отыскать в имеющемся у ребенка наборе подходящую по смыслу фразу.

Экспериментатор отмечает в протоколе уровень: «хороший», «средний», «низкий».

Прежде чем приступить к проведению эксперимента, мы стремились наладить с ребенком эмоциональный контакт, а также получше с ним познакомиться (выяснить, какие пословицы он знает, может ли объяснить их смысл).

Диагностика речи младшего школьника

Речь у детей младшего школьного возраста обычно развивается параллельно с совершенствованием мышления, особенно словесно-логического, поэтому, когда проводится психодиагностика развития мышления, она частично затрагивает речь, и наоборот: когда изучается речь ребенка, то в получаемых показателях не может не отразиться уровень развития мышления. Однако в младшем школьном возрасте речь необходимо все же выделять и оценивать отдельно от мышления, причем ее диагностика может быть двоякой: лингвистической и психологической. В первом случае выделяются и оцениваются те признаки речи, которые соответствуют ее лингвистическому анализу, в том числе лексика, грамматика, стилистика, фонетика и т.п. Во втором случае изучению подлежит в основном то, как ребенок пользуется речью для управления своими познавательными процессами, для регуляции поведения и общения с окружающими людьми.

Полностью разделить лингвистический и психологический виды анализа речи на практике так же невозможно, как отдельно провести психодиагностику мышления и речи. Дело здесь в том, что речь человека в ее практическом виде содержит в себе как языковое (лингвистическое), так и человеческое (личностное, психологическое) начала.

Следующая методика психодиагностики речи позволяет получить информацию о соответствующем познавательном процессе, а именно определения понятий (в данном случае в отличие от исследования мышления обращается внимание на владение словом ври выражении мысли, а не на саму мысль).

Определение понятий

В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:

Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объ­единять, бить, тупой.

Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, вкладывать, толкать, режущий.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11