Отношения в неполной, проблемной семье

Ситуация, в которой к ребенку предъявляются противо­речивые требования, когда устои и традиции в семье практически отсутствуют, а нормы поведения непостоянны, наи­более опасна для формирования личности ребенка, особен­но в раннем возрасте.

Неконгруэнтность, т. е. несоответствие слов родителей интонации и мимике, часто встречается в случае скрывае­мого эмоционального отвержения ребенка. Слушая настав­ления и поучения родителей, находясь под постоянным кон­тролем и вниманием взрослых, ребенок в то же время чув­ствует их неискренность, глубоко спрятанное равнодушие. Такое положение может сложиться в семьях с появлением мачехи или отчима, которые стараются играть роль хороших родителей. Ребенок глубоко переживает эту ситуацию, тон­ко чувствует фальшь отношений, понимает, что он «лиш­ний», что его не любят. Менее очевидно для взрослых, но не менее остро для ребенка проявляется аналогичная ситу­ация и в родной семье. Например, радостный, сияющий первоклассник, весь измазанный грязью, с восторгом рас­сказывает матери, как они сажали деревья в школьном дво­ре. Мать хвалит его за участие в полезном деле, но лицо ее выражает досаду и недовольство по поводу испачканной одежды. Если ребенок постоянно сталкивается с тем, что родители, вроде бы слушая и отвечая ему, думают совсем о другом и это отражается в их мимике и интонациях, его внимание раздваивается из-за противоречивого содержания общения. Это отражается и на его поведении, делая ребенка двигательно расторможенным, гиперактивным. Получая про­тиворечивую информацию от родителей, ребенок никогда не научится концентрировать свое внимание, вырабатывать формы целенаправленного поведения.

Еще более негативные последствия дает альтернирую­щее, т. е. неустойчивое эмоциональное, отношение со сто­роны родителей, особенно матери. Имеется в виду непосле­довательность, немотивированность эмоциональных прояв­лений, когда похвала или упрек зависят от настроения, а не от объективного (хорошего или плохого) поведения ребен­ка. Особенно отрицательно сказывается такой тип отноше­ний, если он начинается с раннего детства. Например, ког­да мать в хорошем настроении, она обнимает, целует ре­бенка, увлеченно играет с ним, т. е. создает ему ситуацию удовлетворения, одобрения, счастья. Потом она отводит его в ясли или детский сад, уходит и надолго оставляет с чужи­ми людьми, заставляя испытывать страх, тяжело страдать без ласки, утешения и, главное, ни за что, без всякой вины со стороны ребенка. Когда мать опять возвращается и заби­рает его домой, ей некогда играть с ребенком, она устала на работе, раздражена, сын или дочь кажутся ей надоедли­выми, невыносимыми, капризными. Поэтому мать отталки­вает ребенка: «Отстань, мне некогда!», «Не мешай, я заня­та!», «Иди отсюда, играй сам, мне не до тебя тут!» Ребенок обижается, плачет, снова идет к матери. Мать наказывает его за капризы, а ребенок не может понять, за что: «Что случилось?», «Что плохого я сделал?» Утром он вел себя также, и все было хорошо, мать была довольна им, а вече­ром почему-то все плохо. Потом, когда мать опять в хоро­шем настроении, жизнь для ребенка снова прекрасна, хотя ведет он себя точно так же, как всегда.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

[an error occurred while processing the directive]