Организация и методика проведения игр на уроках в начальной школе

На уроках в начальной школе в чаще всего используются следующие виды дидактических игр:

§ развивающие, так как они направлены на развитие личности учащегося;

§ коллективные, так как они привлекают учащихся тем, что при коллективной работе чаще возникает «ситуация успеха», которая необходима детям младшего школьного возраста;

§ индивидуальные, так как они помогут учащимся проявить себя, а учителю - диагностировать уровень знаний учащихся, уровень их развития;

§ подвижные, так как учащиеся младших классов в большей степени подвержены быстрой утомляемости и им необходима «разрядка»;

§ тихие, так как они способствуют развитию мышления, памяти, гибкости ума, самостоятельности, усидчивости, настойчивости в достижении цели и т.д.;

§ «скоростные», так как способствуют доведению навыка до автоматизма;

§ игры-загадки, так как разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы [5, с. 31 - 33].

В основе любой игровой методики проводимой на занятиях в начальной школе должны лежать следующие принципы:

Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки задач обучения детей на данном этапе, наглядные пособия и др.) помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.

Коллективность позволяет сплотить школьный класс в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребёнку, и зачастую - более сложные.

Соревновательность создает у ребёнка или группы детей младшего школьного возраста стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой.

На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях в начальной школе дидактическим играм:

§ Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, какие меньше.

§ Каждая игра должна содержать элемент новизны. Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра - дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.

§ Игра - не урок. Игровой приём, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое - это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии.

§ Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто её проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.

§ Игра - средство диагностики. Ребёнок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах.

§ Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто и как проявил себя в игре и как надо была бы избежать конфликта [4, с. 10 - 15].

Руководство дидактическими играми осуществляется в трёх основным направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

Перейти на страницу: 1 2