Результаты обследования речи детей

Примечание:

I - звукопроизношение

II - фонематические процессы

III - языковой анализ и синтез

IV - лексико-грамматические категории

V - связная речь

При обследовании уровня сформированности фонематических процессов высокого уровня их развития в группе детей выявлено не было. По 5 ребят (по 50%) показали наличие среднего и низкого уровней сформированности фонематических процессов.

При выявлении уровня развития у детей звукового анализа и синтеза: у 7 детей (70%) выявлен средний уровень развития, и 3 ребенка (30%) показали низкий уровень развития звукового анализа и синтеза. Высокого уровня сформированности звукового анализа и синтеза у детей выявлено не было.

В процессе исследования лексико-грамматических категорий 6 ребят (60%) показали наличие среднего уровня развития, также у 4 детей (40%) выявлен низкий уровень сформированности лексико-грамматических категорий.

При диагностике развития связной речи у детей подготовительной группы было выявлено 7 детей (70%) со средним и 3 ребенка (30%) с низким уровнями ее развития.

Рис.1. (в %)

Таким образом, в процессе проведения обследования речи детей с ФФНР подготовительной группы у 8 детей был выявлен средней уровень сформированности языковых средств, 2-е детей показали наличие низкого уровня. Высокого уровня в данной группе выявлено не было. В соответствии с полученными результатами преобладающим уровнем является средний уровень сформированности языковых средств.

Результаты проведенного обследования позволили выявить основные трудности, с которыми столкнулись дети при диагностике. Так, наибольшие трудности возникли у детей при обследовании сенсомоторного уровня речи, который включает в себя фонематический слух, уровень развития звукопроизношения, сформированность артикуляционной моторики и навыки звукослоговой структуры слова. Наибольшую сложность представляли для детей задание на исследование фонематического слуха и задание на исследование сформированности звукослоговой структуры слова. Выполнить предложенные задания дети смогли только при замедленном воспроизведении и стимулирующей помощи логопеда.

При исследовании лексико-грамматических процессов наибольшую сложность для детей представляли пробы на составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме. При ответах детей наблюдалось нарушение порядка слов в составленных предложениях, а также частые пропуски и замены некоторых из предложенных слов.

При обследовании словаря и навыков словообразования наибольшие трудности у детей с ФФНР возникли при проведении пробы на образование качественных прилагательных от существительных. Никто из детей не справился с заданием даже после стимулирующей помощи логопеда. В тоже время при образовании относительных и качественных прилагательных таких трудностей у детей не возникало.

При исследовании связной речи была выявлена стереотипность оформления рассказа, случаи поиска слов и неточное их употребление. Однако в целом, все дети справились с заданиями.

Полученные результаты свидетельствовали о необходимости проведения коррекционных занятий по развитию речи детей данной группы.

С целью ликвидации выявленных нарушений речи была составлена коррекционная программа. При этом группа детей из 10 человек с фонетико-фонематическим недоразвитием речи была разделена на 2 подгруппы (по 5 человек). С 1-ой подгруппой (экспериментальная группа) коррекционные занятия проводились по специально разработанной коррекционной системе, основанной на применении игр и игровых приемов при коррекции звукопроизношения детей. Занятия со 2-ой подгруппой (контрольная группа) проводились по традиционной методике.

Целью специальной коррекционной системы являлось решение следующих задач:

Устранение нарушение звукопроизношения.

Развитие фонематического слуха.

Развитие мелкой и общей моторики.

Воспитание развернутой, грамматически правильной речи.

Развитие связной речи.

Подготовка детей к школе.

Коррекционные занятия осуществлялись в соответствии с разработанным перспективным планом логопедической работы. Перспективный план работы по разработанной коррекционной системе, основанной на применении в логопедической работе игр и игровых приемов, приведен в Приложении.

Перейти на страницу: 1 2 3