Методы и приемы обучения лепке в подготовительной группе детского сада

Кроме того, детям необходимо читать интересные рассказы, сказки, стихи, в которых ярко раскрывается тот или иной образ.

Иногда используются загадки, но надо подобрать тексты так, чтобы описание предмета больше касалось перечисления частей формы, размеров, действий. Например:

С рожками, бородкой,

Хвост совсем короткий,

Забодает, если зол,

Кто же это? (Козел)

В конце занятия воспитатель показывает детям их работы и предлагает оценить, как соблюдены пропорции, выполнены форма и движение. Ребята отвечают, а воспитатель дополняет их ответы. Важно, чтобы дети научились критически и доброжелательно оценивать свою лепку и работу товарищей.

В подготовительной к школе группе большое внимание воспитатель должен уделять обучению детей умению планировать свою работу, обдумывать заранее изображение формы предмета и его динамику. Это необходимо для развития детской самостоятельности и творческой активности. Здесь детям так же, как и в старшей группе, предлагается еще до занятия обдумать содержание лепки, некоторые ее приемы изображения и даже материал. Например, предлагается лепить по выбору зверей из зоопарка. Воспитатель дает детям задание – выбрать и обдумать содержание для изображения, форму пропорции, положение, а также количество глины, длину каркасов. Только после этого ребята приступают к работе.

Важно, чтобы дошкольники овладевали изображением предмета в определенном положении, в действии. Движение в лепке дается им легче, чем в рисунке, так как они реально действуют с частями предмета и им не нужно прибегать к условным способам изображения, как в рисунке.

Важно, чтобы ребенок хорошо представлял, как сгибаются руки, ноги человека во время ходьбы, бега, прыжка, как вытягивает шею гусь в момент обороны, как бежит собака и т.д.

Отдельные приемы, как, например, изображение фактуры стекой, можно показать всем ребятам сразу, но в основном приходится подсказывать или показывать отдельно каждому. Индивидуальная работа в данной группе приобретает особое значение на занятиях по изобразительной деятельности.

Фронтальный показ способов лепки используют ограниченно, так как все внимание педагог направляет на сохранение творческих проявлений у детей. Воспитатель наблюдает, как ребенок планирует работу, с чего начал ее (заготовил части, разделив глину, или собирается лепить из целого куска). Вопросами педагог направляет ребят на правильное изображение характерной и выразительной формы и динамики. Например, он обращается к ребенку и предлагает: «Подумай, в каком положении у петуха шея и голова, когда он поет? Какой толщины шея около головы и около туловища?».

Если ребята лепят не по воображению, а с модели, то тем, кто затрудняется, воспитатель предлагает еще раз осмотреть предмет с целью уточнения формы. Лепка с модели (натуры) предлагается ребятам с большой осторожностью, только для более глубокого анализа формы и пропорций предмета.

Стараясь развить в детях большую самостоятельность, педагог, после того как определил задание и дал необходимые указания, некоторое время остается в стороне и дает ребятам возможность самостоятельно начать изображение. По мере того как они начинают работать, он подходит к ним и дает необходимые указания.

Если предполагается коллективная лепка, то воспитатель распределяет детей на группы и каждой дает задание.

В конце занятия все обсуждают вылепленные фигурки, сравнивают их с моделью или с тем, что когда-то видели.

В основном дети сами дают оценку изделиям. В тех случаях, если работы мелкие, их помещают на специальную доску с фамилиями, а если крупные (сюжетная лепка), то ребятам дают метки, и они прикрепляют их к своим работам. Приучая детей предварительно обдумывать замысел, можно иногда предлагать делать карандашные эскизы. Особенно это целесообразно, когда они лепят бусы и декоративные пластинки.

Детям предлагают во время рисования изобразить будущую пластинку на бумаге карандашом, решив ее размер, форму и содержание (узор, сюжет). На занятии ребенок должен вылепить ее, руководствуясь своим эскизом. Для того чтобы научить детей работать над эскизом, а затем по нему создавать пластинку, педагог проделывает всю работу сам, а ребята наблюдают. Далее им дается задание – нарисовать пластинку с узором и на занятии ее вылепить.

Изготовление декоративных пластинок с рельефными изображениями можно начать с беседы о том, какими они бывают, затем организовать выставку из готовых изделий. Воспитатель, анализируя пластинки, объясняет детям, что они могут быть с изображением одного предмета, с декоративным узором и сюжетом. Из беседы ребята узнают, как делают, окрашивают и обжигают пластинки в муфельной печи, чтобы они стали яркими, блестящими и прочными.

Ребятам объясняют, что они сами смогут сделать такие же, чтобы украсить ими комнату, а для этого предлагают каждому придумать пластинку и во время занятия по рисованию составить предварительный эскиз.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 

[an error occurred while processing the directive]