Проблемные вопросы

Психологи считают, что побудительным стимулом мыслительной деятельности ребенка выступает познавательная задача, которая определяется как противоречие между знанием и незнанием и решается путем поиска ответа на возникающий вопрос. Воспитатель создает ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя имеющиеся знания и навыки. Каждое новое знание должно возбуждать интерес и вызывать новые вопросы. Воспитатель может использовать разные типы вопросов: вопросы-сравнения, вопросы-провокации, вопросы-предположения, вопросы этимологического характера, вопросы на классификацию; вопросы, побуждающие задавать вопросы самих детей. Детские вопросы к взрослому являются показателем познавательного интереса ребенка и его умственной активности.

Возможные вопросы:

— Как растения добывают пищу, ведь у них нет ни рук, ни ног?

— Почему растения-хищники вынуждены охотиться?

— Как путешествуют растения, ведь у них нет ног?

— Как растения защищаются от врагов?

— Как растения защищаются от зимней стужи?

— Почему деревья боятся весенних заморозков, а зимой стойко выдерживают лютые морозы?

— Почему береза не боится весенних заморозков?

— Почему ветви у деревьев зимой хрупкие, а весной, летом, осенью гибкие?

— Почему облетают листья?

— Почему у ели ветки не ломаются под тяжестью снега, а другие деревья часто страдают от этого?

— Почему их так называют: мать-и-мачеха, иван-чай, подорожник, тысячелистник, росянка, пастушья сумка, лютик, пушица, черника, голубика, мокрица?

— Почему растения весной быстро растут?

— Почему нельзя сжигать старую траву?

— Растет ли дерево зимой?

— Что случится, если цветы перестанут пахнуть?

— Что случится, если не будет растений?

— Что случится, если на лугах не будет насекомых?

— Почему растения называют «детьми солнца»?

— Что должен сделать каждый, уходя из леса с места отдыха?

— Какие действия человека в лесу несут в себе опасность для лесных жителей?

Пословицы и поговорки о растениях

· Много леса — не руби, мало леса — береги, нет леса — посади.

· Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.

· Один человек оставляет в лесу след, сотня — тропу, тысяча — пустыню.

[an error occurred while processing the directive]