Урок 2. Использование компьютерных технологий на уроке по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»

4. Наконец, предлагаем группам еще один ряд вопросов и заданий:

1) Сколько раз на протяжении рассказа меняется состояние Очумелова? Как в этих переменах отражается сущность его характера?

2) Как по ходу развития действия изменяется наименование шинели? Когда и почему это происходит?

3) Сопоставьте иллюстрации к рассказу Чехова «Хамелеон» художника В.М. Бескаравайного и художника Кукрыниксов. Какие эпизоды рассказа на них запечатлены? Как вы об этом догадались?

Результаты работы групп:

Сюжет «Хамелеона» развивается стремительно и динамично. Внешне движение действия выражается в быстрых и контрастных сменах состояния Очумелова. В результате наблюдения над текстом первая группа приходит к выводу, что в рассказе содержится шесть таких смен интонаций, от начальственно – повелительных до рабски – трусливых. Первоначальное безапелляционное, «законное» решение – уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем по воле реплики из толпы, что собака «кажись, генерала Жигалова», виновным оказывается Хрюкин, а собака берется Очумеловым под защиту как генеральская. Звучит замечание городового, что собака «не генеральская. У генерала таких нет», – и новый сдвиг в настроении полицейского надзирателя: вновь он требует собаку «истребит», вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. Новые сомнения городового – и еще одна перемена Очумелова: «Собака – нежная тварь… а ты, болван, опусти руку!» Появление генеральского повара возвращает Очумелова к исходной позиции: собака бродячая, «истребить, вот и все». Окончательная версия – собака «генералова брата, что намеднись приехал»: «Я еще доберусь до тебя!» – обещает Очумелов Хрюкину.

Приходим к выводу, что сущность характера Очумелова заключается в том, что правда и справедливость для него не имеют никакого значения: кто сильнее, тот и прав! Полицейский надзиратель потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью, от одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, него бросает то в жар, то в холод.

Снова возвращаемся к шинели как к детали, организующей развитие действия рассказа. Повторим, в начале повествования шинель – символ власти полицейского надзирателя над обывателями. В те моменты, когда выясняется, что щенок все-таки генеральский, городовому Елдырину приходится то снимать со своего начальника, то надевать на него всего лишь навсего пальто. Чинопочитание и самоуничижение Очумелова тут же отражается на его отношении к символу собственной власти. Права шинели одеянию Очумелова снова возвращаются автором в завершающем предложении рассказа: полицейский надзиратель одерживает верх над ситуацией, после сомнений и шатаний «восстанавливает» (в глазах толпы обывателей) «справедливость» и свое право на «власть».

Рассказ Чехова всегда вызывал интерес у художников-иллюстраторов. На рисунке Кукрыниксов изображен момент, когда Очумелов выясняет, что произошло в дровяном складе купца Пичугина и «по какому это случаю» на площади собралась толпа: указывая пальцем на щенка спрашивает: "Чья это собака? Шинель еще надета на полицейском надзирателе, а грозное выражение лица его говорит о его уверенности в собственной власти над обывателями. На иллюстрации В.М. Бескаравайного запечатлен другой эпизод рассказа: когда вторично возникает версия, что собака генеральская. Об этом можно догадаться по тому, что шинель на Очумелова не надета в рукава, наброшена на плечи, значит, уже прозвучали его слова: «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… что-то ветром подуло… Знобит…» Паузы в этом монологе соответствуют жесту, изображенному художником: Очумелов держится рукою за подбородок, раздумывая, как поступить и к какому мнению склониться. Лицо его выражает сомнение и растерянность.

Перейти на страницу: 1 2 3 4