Основные формы и приемы при изучении рассказов Чехова в школе

Работая в школе над рассказом «Хамелеон», учитель должен поставить его в связь с другими чеховскими рассказами, появившимися в начале 80-х годов в «малой прессе». Под руководством педагога учащиеся должны внимательно вчитатьсяв текст рассказа «Хамелеон», понять, что выбор и постановка Чеховым проблемы свидетельствуют уже о глубине постижения молодым писателем жизни. Чтобы дать почувствовать учащимся самостоятельность Чехова-юмориста, оригинальность его творческого метода (при наследовании им традиций русских реалистов-обличителей), следует тщательно исследовать

особенности конструкции рассказа, его художественные средства. Учащиеся должны понять позицию писателя, выявить из всей образной системы, из сюжетной ткани рассказа, из скрытых в подтексте намеков отношение автора к изображаемому. Сделать это поможет перечитывание. Белорусский методист И.А. Ажгирей предлагает «рассматривать перечитывание как игру, как способ вслушивания в полифонию текста». [11, с. 112] При этом задача учителя – вовлечь учащихся в затею, помочь сформулировать загадку текста и найти ее разгадку.

Вот некоторые из возможных заданий для учащихся, которые рекомендуются белорусскими методистами:

· Медленно прочесть рассказ, делая психологические комментарии и наблюдая за выразительными средствами речи;

· Охарактеризовать персонаж по речи. Это прием речевой характеристики. «Прямая речь, – пишет И.А. Ажгирей, – становится зеркалом внутреннего мира персонажа»;

· Представить и описать внешний вид персонажа (словесное рисование);

· Обнаружить случаи авторской иронии;

· Прочитать рассказ в лицах;

· Предложить свой вариант истории о «конфискованном крыжовнике».

Перед выполнением задания учитель ставит проблему, разъясняет путь ее решения. При необходимости учащимся предлагается образец и план работы.

При изучении рассказа «Ионыч» продуктивна форма работы «урок-судебное заседание». Ученики должны сами избрать судебную коллегию, адвоката и прокурора, опросить свидетелей – персонажей рассказа. В финале урока судебной коллегией принимается решение, виновен ли Ионыч в утрате своего человеческого достоинства, или же в этом виновата среда. Такой урок как правило проходит интересно и поучительно.

Таким образом, мы видим, что при изучении рассказов А.П. Чехова в средних и старших классах могут применяться разнообразные приемы и формы работы. Безусловно, все они должны быть нацелены на одно: на понимание общей концепции автора. Однако нам необходимо увидеть также, как сочетаются эти приемы на уроках, как они применяются в комплексе. О том, какие план-конспекты уроков рекомендуют учителю методисты России и Беларуси, о разработках уроков по творчеству А.П. Чехова могилевских педагогов – пойдет речь в нашей следующей главе.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5