Изучение творчества А.П. Чехова в школе

Содержание курса русской литературы изложено в программе по литературе для средних школ, утвержденной Министерством Образования Республики Беларусь. Программой предусмотрено изучение творчества А.П. Чехова в пятых, шестых, восьмых, девятых и десятых классах.

При изучении художественной литературы в 5–8 классах решается множество задач:

· Развитие любви и интереса к чтению художественной литературы;

· Осознание своеобразия литературы как словесного искусства;

· Развитие у школьников эмоционально-образного восприятия литературных произведений;

· Осмысление учащимися нравственного и эстетического воздействия литературы на личность.

Для усиления воспитательного, нравственно-эстетического воздействия литературы на учащихся важно развивать их творческое воображение, способность видеть и представлять нарисованные автором образы и картины, сопереживать герою и автору произведения, формировать умение воспринимать и анализировать социальное, нравственное и эстетическое содержание литературного произведения, интерпретировать мотивы и последствия поступков героев [5, с. 78].

Важнейшие критерии литературного развития школьников- их начитанность, направленность читательских интересов, любовь к художественной книге, постоянная потребность в ней.

С целью расширения читательского опыта учащихся, развития интереса и любви к художественной книге в программе 5–8 классов предложены три списка литературных произведений:

1. для чтения и изучения;

2. для чтения и обсуждения;

3. для дополнительного чтения.

В первый список включен минимум произведений, изучение которых происходит в три этапа (восприятие, анализ, обобщение) и сопровождается устными и письменными заданиями, творческими работами. На их изучение отведено больше половины всего учебного времени.

Произведения второго списка не разбираются подробно, а обсуждаются в процессе беседы, диспута в классе, предлагаются для письменного или устного отзыва о них. Предметом рассмотрения здесь может стать герой, композиция, проблема или своеобразие сюжета.

Третий список рекомендательный. Он предусмотрен для самостоятельного чтения, индивидуальной работы, внеклассных мероприятий.

В программу включены те произведения А.П. Чехова, которые наиболее доступны юным читателям. Учтены возрастные особенности учащихся, своеобразие восприятия ими художественных текстов. Отображенные программой произведения дают возможность привлечь внимание учащихся нравственной проблематикой, расширить жизненные впечатления, способствовать формированию художественного вкуса. Основная же задача учителя русского языка и литературы – пробудить живой интерес к произведениям А.П. Чехова.

В 5 классе изучается творчество А.П. Чехова в разделе программы «Писатели о детстве» в списке «для чтения и обсуждения». Вниманию школьников и учителей предлагается рассказ «Мальчики». Изучению его посвящено два часа. Рассказ позволяет заглянуть в живую, много красочную картину детской жизни. В ней показаны интересы, характеры и судьбы детей. На этом материале особенно продуктивно формируются личностное отношение учащихся к изображенным событиям, героям, ко всему произведению.

В программе указано, какие теоретические знания должны усвоить ученики. В 5 классе рассматривается попутно с творчеством Чехова понятие «рассказ», начальное понятие сюжета.

В 6 5 лассе творчество Чехова изучается в разделе «Из русской литературы XIX века» в списке «для чтения и изучения». Программа предлагает рассказ «Хамелеон», для изучения которого отводится два часа.

В произведении раскрываются серьезные нравственные проблемы, рассмотрение которых необходимо сопровождать историко-бытовым литературоведческим комментарием. Параллельно с этим рассказом изучается теоретический материал. Шестиклассники должны расширить понятие о сюжете рассказа, усвоить понятие «художественная деталь». Программа предлагает иллюстрации Д.Н. Хардовского, Кукрыниксов к рассказу «Хамелеон» для использования на уроке.

Кроме этого в списке «для чтения и обсуждения» предлагаются рассказы «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Налим», «Толстый и тонкий». Из них учитель может выбрать 2–3 рассказа. Отводится на рассмотрение этих произведений 1 час.

В 7–8 классах изучение творчества Чехова не предусмотрено программой.

В 9 классе школьники вновь возвращаются к произведениям Чехова. Программа предлагает рассказ «Переполох».

Углубляются знания о жизни и творчестве писателя, представление о нем, как о художнике слова. Ученики рассматривают и осмысляют Чеховскую программу нравственного совершенствования личности.

В рассказе «Переполох» девятиклассники рассматривают проблему человеческого достоинства, их внимание обращается на критику обывательщины. Школьники учатся понимать роль детали.

Перейти на страницу: 1 2 3