Приёмы раскрытия роли личности в истории. Итоги обучающего эксперимента

С. Селивановский: «Таким образом, победитель Москвы доехал до Боровицких ворот, не увидя ни единого почти жителя. Негодование написано было на всех чертах Наполеонова лица. Он не брал даже на себя труда скрывать то, что происходило в душе его».

- Какой предстала Москва перед французскими войсками? В чем причины недовольства Наполеона? (Вспомните слова, сказанные им ранее: «Если я возьму Киев – я возьму Россию за ноги; если возьму Петербург – я возьму Россию за голову, если возьму Москву – я поражу ее в самое сердце»). На что надеялся Наполеон, подойдя к Москве?

Работа с книгой для чтения улучшает усвоение материала, поэтому мы использовали рассказы «Фили», «Морем огонь колышется», позволяющие наиболее ярко передать события.

Педагог подводит итог: «2 сентября русская армия оставила Москву. Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своим войскам, закончившееся пожаром в городе». Учащиеся читают отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Учитель отмечает, что Наполеон, находясь в Москве, трижды предлагал Александру 1 начать переговоры о мире, но его письма остались без ответа.

- Почему Наполеон столь настойчиво предлагал начать мирные переговоры?

- Почему Александр отказался?

Ответы учащихся комментируются и дополняются.

При закреплении материала используется прием сравнительной характеристики императора Александра 1 и полководца М.И. Кутузова: внешность, характер, полководческое искусство.

Домашнее задание: параграф учебника, о последних годах жизни Александра и Наполеона.

Урок 4.

Тема урока: «Агамемнон Европы»

Цель урока:

1. Рассказать о последних годах жизни двух императоров.

2. Всесторонне рассмотреть и оценить личности Наполеона и Александра 1, их роль в мировой истории.

3.Развивать навыки работы с дополнительным материалом, документами; развивать навыки работы в группе, отстаивать свое мнение.

4.Воспитывать чувство патриотизма, гумманости.

План урока:

1. Злой гений Европы

2. Закат Александровской эпохи

3. «Гений и злодей несовместимы»

Оборудование: портреты Александра 1 и Наполеона Бонапарта, репродукции картин, тексты.

Предварительная подготовка: повторение изученного материала, сообщения о последних годах жизни императоров, по группам представление своего «царя царей»

Урок проходит в виде «круглого стола». Учащиеся рассаживаются в классе кругом. У каждого есть портреты двух императоров и их краткая биография. Дома дети должны были повторить все пройденное ранее и подготовиться к дискуссии на тему « Агамемнон Европы» («царь царей»). Класс поделен предварительно на две группы, каждая представляет своего «Царя царей»

Начинается урок со вступительного слова учителя: « Александр и Наполеон - современники, с 1807 по 1811 г. - союзники, едва не породнившиеся между собой, а до и после этого смертельные враги, захватнически побывавшие в столицах друг друга. Каждый из них, хотя и по-разному, сыграл роль Агамемнона Европы, «царя царей». Поэтому их биографы и все вообще исследователи их времени, естественно, так или иначе, сравнивают двух императоров. Сегодня на уроке мы тоже постараемся это сделать».

Далее двое учащихся делают сообщения о последних годах жизни Наполеона на острове Святой Елены и Александра 1 после Отечественной войны 1812 г.«Злой гений Европы – последнее пристанище»:

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

[an error occurred while processing the directive]