Анализ программ и учебников по русскому языку для начальных классов в аспекте изучаемой темы

— Составьте словосочетания с этими существительными и прилагательным «теплый»:

день какой? теплый

ночь какая? теплая

утро какое? теплое

— Чем отличается прилагательное в каждом сочетании?

2. Выяснение причины изменения окончаний прилагательных:

— Прочитайте вывод в учебнике.

— Сравните, какого рода имена существительные.

— Определите род имен прилагательных.

— Почему изменилось окончание в прилагательном?

— Выделите окончания в прилагательных.

3. Аналогичные задания с прилагательными «синий», «молодой».

4. Обобщение:

— Что можно сказать о роде имен прилагательных?

— На какой вопрос отвечает и какие окончания имеет имя прилагательное мужского рода? женского рода? среднего рода?

5. Работа с таблицей родовых окончаний прилагательных (по учебнику).

Умение писать родовые окончания имен прилагатель­ных отрабатывается в процессе работы над словосочетани­ем которая готовит детей к записи предложений. Работая над предложением, учащиеся отмечают имя существитель­ное, к которому относится имя прилагательное, определя­ют род, число и выделяют окончание. Система упражне­ний, предусматривающая не только анализ предложений, но и их составление с последующей записью, способствует выработке навыка правописания окончаний и одновремен­но точному употреблению прилагательных в речи.

Падежные окончания имен прилагательных. В III классе программой предусматривается изучение правопи­сания падежных окончаний имен прилагательных. Задачи работы на данном этапе:

1. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: лексическом значении прилагательных, их изменениях по родам, числам и падежам, зависи­мости имени прилагательного в предложении от имени существительного.

2. Развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.

3. Формирование навыка правописания падежных оконча­ний имен прилагательных в единственном и множест­венном числе. Совершенствование навыка правописания родовых окончаний.

Новым для третьеклассников является склонение прилагательных и правописание падежных окончаний. Ос­нову для формирования этого навыка составляют следующие знания и умения:

— умение установить связь слов в предложении и найти то существительное, от которого зависит прилага­тельное (умение выделить словосочетание):

— знание о том, что прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существительное:

— знание окончаний падежей:

— умение правильно поставить вопрос к имени прилагательному и сопоставить окончание имени прилага­тельного с окончанием вопроса.

Формирование навыка правописания падежных окон­чаний прилагательных зависит от порядка выполняемых учеником действии:

1) Ученик устанавливает связь слов, выделяют словосочетание.

2) Определяет род, число и падеж существительного.

3) Опираясь на существительное, узнает число, род и падеж прилагательного.

4) Вспоминает окончание в этом падеже и пишет окончание.

Ученики узнают, что определить падежные окончания прилагатель­ных помогает вопросительное слово какой? (какое?). Формирование навыка предполагает хорошее знание окончаний. Поэтому обязательно составляются таблицы падежных окончаний имен прилагательных: общая для всего класса и каждым учеником для себя на листе. На первом этапе формирования навыка при выполнении упражнений учащимся разрешается пользоваться таблицей, которая выполняет роль справочника.

Правописание падежных окончаний отрабатывается по падежам. Порядок изучения падежей определяется принци­пом сопоставления падежей, в каком-либо отношении сход­ных. Поскольку прилагательные мужского и среднего рода склоняются иначе, чем прилагательные женского рода. Они рассматриваются в отдельности. Правописание окончаний именительного падежа отрабатывается во II классе, как на­чальная форма слова, поэтому в III классе сразу проводится сопоставление именительного и винительного падежей. Рас­познаются падежи прилагательных по падежу существитель­ного, а последние, как известно, по члену предложения (под­лежащее или второстепенный член).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6