Система развивающего обучения Л.В. Занкова.

«Приобретение новых знаний, выполне­ние новых заданий строятся так, что возвра­щение к пройденному становится совершенно необходимым. Возвращаясь к пройденному, школьник в то же время делает существенный шаг вперед, ранее приобретенные знания предстают в другом виде» (4, С. 68). На каж­дом новом этапе обучения изученное понятие обогащается новым содержанием. Так на практике реализуется принцип быстрого тем­па изучения нового материала.

«Данный принцип имеет не только количе­ственную, но главным образом, качественную — характеристику» (4, С. 117). В современных условиях при переходе на четырех­летний срок обучения данный принцип явля­ется не первостепенным, но важным. Анализ работы по системе 1-4 (с 1989 по 1997 г.) по­казал, что обучение тормозит развитие детей, потому что идет в зоне актуального развития. Содержание школьных программ было пост­роено так, что первый класс часто дублировал содержание программ детского сада.

Решение проблемы в словесном плане, на основе теоретических рассуждений развер­тывается постепенно, звено за звеном. Невоз­можно при этом охватить все необходимые звенья, что затрудняет установление взаимо­связи между ними. Включение в этот про­цесс наглядно-образного мышления дает воз­можность охватить все входящие в проблему компоненты. Практические действия позво­ляют успешно устанавливать взаимосвязи, раскрывать динамику исследуемого объекта и тем самым облегчать поиск решения. Пре­обладание практических, образных или по­нятийных видов мыслительной деятельности определяется не только спецификой решае­мой проблемы, но и индивидуальными осо­бенностями детей.

Психическое развитие представляет собой очень сложный, противоречивый процесс, при котором переход на новые, более высокие сту­пени означает не отрицание предыдущих ви­дов психической деятельности, а их перест­ройку, совершенствование. Абстрактно-теоре­тическое мышление, включаясь в единый про­цесс познания, перестраивает и наглядно-дей­ственное, и наглядно-образное мышление, ориентируя на отражение наиболее сущест­венных признаков, на проникновение в суть познаваемой действительности.

Именно поэтому в системе развивающего образования необходимо оптимально разви­вать разные виды мыслительной деятельнос­ти: и абстрактно-теоретическое, и наглядно-образное, и наглядно-действенное мышления.

Исходя из того, что уровень требований к выпускникам начальной школы возрос, что видно из анализа стандартов начального обу­чения, необходимо очень осторожно отнестись к принципу обучения на высоком уровне труд­ности. Но нельзя и отказываться от этого принципа. Ведь он создает условия для прояв­ления индивидуальных возможностей детей, формирования на уроке доверительного общения. Смысл этого принципа базируется на уче­нии Л.С. Выготского о зонах ближайшего раз­вития. Этот принцип предусматривает, прежде всего, организацию такой учебной деятельнос­ти коллектива на уроке, которая ведет к реше­нию задачи, с которой каждый ученик в от­дельности не может справиться. Мера трудно­сти должна снижаться в зависимости от воз­можностей каждого ученика или класса в це­лом. Но изначально каждый должен столк­нуться с познавательной трудностью, которая вызывает активность поисковой деятельности.

Очень часто учителя поверхностно оцени­вают содержание учебных предметов системы Л.В. Занкова, не замечая, что в программе за­ложены различные формы конкретизации, рассчитанные на различный уровень обоб­щенности и характер усваиваемых знаний. Однако без той или иной формы конкретиза­ции не может быть полноценного усвоения знаний и связанного с ним развития абстракт­но-теоретического мышления.

Многие учителя берут для реализации на практике только части системы, нарушая при этом целый процесс, направленный на общее развитие учащихся, где каждый предмет вы­полняет свою роль и взаимосвязан с другими. Происходит односторонняя ориентация на те­оретическое мышление.

Необходимость развивать различные виды мыслительной деятельности вытекает и из специфики творческого мышления. Важно, чтобы система заданий и упражнений была нацелена на формирование навыков на базе возможно более глубокого осмысления поня­тий, отношений, зависимостей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4