Выбираем игрушку

Подбор игрушек – дело серьёзное и ответственное. От его успеха зависит настроение ребёнка и прогресс в его развитии. Однако, как правило, развивающие возможности игрушки, её педагогическую «полезность» родители либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет всё, что хочет. При выборе игрушек важно учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект для развития ребёнка.

Оценивая игрушку, необходимо опираться на следующие критерии:

1. Первым и необходимым требованием к игрушке является её потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребёнка. Выбирая забаву для ребенка, нужно представить, что Ваш ребёнок будет с ней делать.

2. Для того, чтобы игрушка стимулировала осмысленную детскую активность (т.е. способствовала развитию), она должна отвечать интересам ребёнка, соответствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной. Соответствие интересам и смыслам самого ребёнка – важнейшее требование к игрушке, которое, собственно и делает её игрушкой. Только в этом случае она вызовет желание действовать с ней. В то же время, действуя с игрушкой, ребёнок реализует какой-либо способ игровых действий, что отвечает задачам развития.

3. Чтобы игрушка несла свою развивающую роль, она должна быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребёнка. Предметы, предполагающие, пусть и полезные, но только стереотипные, однообразные действия могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не игры. Если материал детской игры будет хотя и привлекательным, но жёстким, предполагающим строго определённый способ употребления (как например заводные, механические или некоторые электронные игрушки), то игра будет просто упражнением или времяпрепровождением, но не образовательной активной, творческой деятельностью.

Чем более определённой и завершённой является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества. Сложные и завершённые игрушки предопределяют характер детских действий и приковывают ребёнка к известным стереотипным движениям. Игрушки более простые и менее определённые допускают широкий спектр игровых действий. Соответственно, материал игры должен быть достаточно простым и вместе с тем гибким, допускающим усложнение, вариативность и упрощение поставленных задач. Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена игрушки как мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций и не могут наскучить ребёнку. Следовательно, открытость для разнообразных действий, гибкость и простота – важное требование для хорошей, развивающей игрушки. Таким образом, действия ребёнка с игрушкой должны соответствовать возрасту, задачам развития и быть осмысленными и вариативными.