Разновидности и возможности использования учебных деловых игр

3. В деловой игре нужна предметная и социальная компетентность участников, поэтому следует начинать подготовку к ней с анализа конкретных производственных ситуаций и разыгрывания ролей. Следует также до игры формировать у студентов культуру дискуссии.

4. Структурные компоненты деловой игры (ДИ) долж­ны сочетаться таким образом, чтобы она не стала ни тре­нажером, ни азартной игрой.

5. Игра должна строиться на принципах саморегули­рования. Преподаватель действует перед игрой, до начала учения, в конце и при анализе игры. Это требует большой подготовительной работы, теоретических и практических навыков конструирования ДИ.

6. Режим работы студентов в процессе ДИ не уклады­вается в рамки традиционного поведения их на занятии и должен быть подчинен логике моделируемого производ­ственного процесса.

7. В вузе наиболее приемлемы компактные ДИ, рассчи­танные на 4 часа практических занятий. Их лучше прово­дить на последних часах последнего дня учебной недели, учитывая их эмоциональный заряд. [16]

Разработку деловой игры начинают с создания двух мо­делей — имитационной и игровой, которые будут встроены в ее сценарий. Таким образом, первый принцип ДИ реали­зуется на начальном этапе ее разработки. Имитационная модель — это прототип модели, она задает предметный кон­текст деятельности специалиста в учебном процессе.

Игровая модель задает социальный контекст и пред­ставляет собой работу участников ДИ с имитационной моделью.

Имитационная модель получает свое воплощение в следующих структурных компонентах: цели, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников, система оценок. Компоненты игровой модели — сцена­рий, правила, цели, роли и функции игроков.

Объектом имитации обычно выбирается наиболее ти­пичный фрагмент профессиональной деятельности, требу­ющей системного применения разнообразных умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся за период, предшествующий игре.

Игровая модель имеет игровые цели. Педагогическая модель имеет две группы целей — обучающие, или ди­дактические, и воспитательные. Предмет игры — это предмет деятельности участников игры, он зависит от модели специалиста и представляет собой перечень про­цессов или явлений, требующих профессионально компе­тентных действий. Важный элемент сценария — способ генерирования событий, определяющий динамику и ха­рактер развития игрового процесса. [14]

Различают три способа: детерминированный, спонтан­ный, смешанный. Последний из них, сочетающий алгорит­мизацию с учетом вероятностного характера событий, наи­более присущ деловой игре.

Графическая модель ролевого взаимодействия участни­ков отражает количественный и качественный состав участников, их связи, взаимодействия, пространственное расположение игроков и оказывает большую помощь ве­дущему и участникам игры.

Комплект ролей и функций игроков должен адекват­но отражать профессиональные и социально-личностные отношения, характерные для того фрагмента профессио­нальной деятельности, который моделируется в игре. Иногда для стимулирования игровой ситуации вводятся игровые роли (скептик, энтузиаст и т. д.). Чем выше про­фессиональный уровень разработчика, тем удачней будет комплект ролей. Сложным моментом в разработке игры является четкое определение функций игроков. Их нуж­но составлять обобщенно и дополнять инструкциями, в которых в словесной форме, с помощью таблиц или в виде алгоритма даются права, обязанности и возможные дей­ствия игроков. [1]

Перейти на страницу: 1 2 3 4

[an error occurred while processing the directive]