Оптимизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии через игровые методы

Величайшие умы человечества – от Платона до Шиллера, от Коменского до Руссо – утверждали, что игра для детей – лучший способ познания. Обращение к игре педагогов (А.С.Макаренко, В.Н.Сорока – Росинский, В.А. Сухомлинский, С. Т. Шатский) объясняется поиском оптимальных способов воздействия на ученика с целью его обучения и воспитания, формирования личностных качеств.

Игровые методы в преподавании химии применяются с дореволюционных времен. С конца 20-х—начала 30-х гг. в практике обучения химии получили распространение викторины, развивающие кругозор учащихся. Наряду с викторинами появляются первые настольные игры – химическое лото и химическая линейка, которые позволили активизировать интерес учащихся и обеспечить усвоение химической символики. В 50—60 гг. появляются химические игры в слова, опыты - загадки, химические сказки, рассказы-задачи и т.п.

С изменением целей обучения закономерно изменились и виды игр, используемых на уроках и внеклассных занятиях. В начале 70-80 гг. модернизация химического образования, необходимость овладения учащимися прочными знаниями теоретических вопросов курса химии потребовали не только увеличения числа игр, но и их качественного изменения. Появляются первые устные тренинговые игры, направленные на закрепление полученных знаний, а так же соревновательные игры, направленные на организацию активного общения учащихся, например химические турниры. В это время основой для создания новых типов игр стали детские спортивные, телевизионные игры. Так появилось лото, домино, химические шашки, эстафеты, «Поле чудес», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?» и т.д. Значительный вклад в разработку таких игр внесли методисты-химики Н.Е.Кузнецова, Б. П. Болотинская, А. А. Тыльсепп, Е.Г.Огородник.

Таким образом, в практике обучения химии игры используются давно, и все же главным образом как средство организации внеклассной работы по предмету [33]. В систему уроков они включаются эпизодически. Некоторые учителя благосклонно допускают возможность взаимодополняемости учебы и игры. Однако в своем подавляющем большинстве они считают, что время, затраченное на игру, сокращает время на учебу, хотя на самом деле эти два процесса могут происходить одновременно.

Часто бывает, что ребята рассеивают свое внимание при изучении сложного или объемного материала не могут сосредоточиться на уроке. Именно в таких случаях необходимо привлечь их внимание каким-либо интересным рассказом или игровым моментом. Это поможет сконцентрировать внимание ребят на изучаемом материале, провести самостоятельную работу, сочетающую проблемный, поисковый и исследовательский методы, а по организации обучения - семинарскую и практическую формы. Например, при изучении пространственного строения углеводородов учащиеся из пластилина и палочек на практике строят модели молекул и непосредственно видят расположение атомов в молекулах, валентные углы между связями.

Представьте себе, когда учитель начинает урок словами: «Однажды…» и замолкает на несколько мгновений, учащиеся сосредоточенно ждут, а что же дальше. Элементы занимательности в игровой ситуации служат своеобразной разрядкой напряженной обстановки в классе и способствуют концентрации внимания учеников для последующей углубленной работы над изучаемым материалом. Игра на уроке способствует изменению эмоциональной атмосферы, которая становится более оживленной, снимает напряжение, усталость и позволяет настроить учащихся на усвоение новой информации.

Для формирования познавательного интереса в ходе игры также служит проблемная ситуация, когда ученики, например, должны объяснить с научной точки зрения образование гибридных облаков и др. Одни вопросы требуют применение ранее полученных знаний, другие- эрудиции, использования дополнительной литературы. Таким образом, ученики получают знания не только от учителя, но и сами являются участниками поиска информации [34].

Перейти на страницу: 1 2 3

[an error occurred while processing the directive]