Влияние игры на развитие познавательных способностей младших школьников

Игры с природными материалами способствуют накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей.

Из понимания значения познавательных игр вытекают следующие требования к ним:

Каждая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

В игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. А.С. Макаренко сказал: “Игра без усилия, игра без активной деятельности - плохая игра ”.

Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи [47].

Всякая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог одновременно является и руководителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

При проведении игр очень важным является элемент соревновательности. Именно он возбуждает у детей моральные стимулы, желание быть первым, коллективизм, чувство долга и ответственности перед товарищами. Поэтому, проводя игры, в которых проявляются личные качества и индивидуальные способности, особый акцент необходимо делать на коллективных играх, воспитывающих ребят в духе коллективизма.

Организатор заботится об усложнении игр, расширении их вариативности если у ребят угасает интерес к игре, необходимо придумать более сложные правила. Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению игры входят:

отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; углубление и обобщение знаний, активизация психических процессов и др.;

установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей;

определение наиболее удобного времени проведения игры (на каком этапе занятия, во внеурочное время и др.);

определение количества играющих (весь коллектив, подгруппа, индивидуально);

подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (разные предметы, картинки, природные материалы, заготовки кроссворда или ребусы);

подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой.

Проведение игры включает:

ознакомление детей с содержанием игры;

объяснение хода и правил игры. При этом организатор обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

подведение итогов игры. При подведении итогов педагог подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоления трудностей, внимания и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13