Характеристика познавательных процессов

Произвольная память требует постановки мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение), а сам процесс требует волевых усилий.

Процессы памяти тесным образом связаны с особенности личности человека, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Мы обычно запоминаем то, что для нас интересно и эмоционально значимо [51]; [43].

Память связана с воображением, так как приемы, направленные на развитие воображения, одновременно служат совершенствованию их образной памяти, а также ускорению процесса перевода информации из кратковременной и оперативной памяти в долговременную.

Мышление – это сложный психический процесс, который помогает получать знания, недоступные органам чувств, решать задачи, использовать разнообразные вспомогательные приемы и средства в процессе познавательной деятельности, активно действовать в процессе получения новых знаний [11, с. 98].

Виды мышления:

логическое;

образное;

практическое (наглядно-действенное);

Словесно-логическое мышление – это такое мышление, в котором действия в основном внутренние, осуществляются в речевой форме, а материальном для них выступают понятия. Процесс оперирования словами – понятиями подчиняется определенной логике, которая касается и уточнению понятий, и рассуждений и выводов.

Образное – это мышление, в котором на первый план выступают действия с образами, а не с понятиями. Их действия, направленные на решение профессиональных задач, будут содержать в себе и оперирование понятиями, и практические действия.

Практическое мышление предполагает преобладание реальных, практических действий с материальными предметами над действиями с понятиями и образами.

С понятием “мышление” тесно связано понятие “интеллект”. Интеллектуально развитым называют человека, который одинаково хорошо умеет решать и умственные, и образные, и практические задачи.

Мышление принимает активное участие в других процессах: в восприятии, в развитии внимания, в памяти, в воображении и в речи, особенно на высших уровнях их развития, обозначаемых как “высшие практические функции”.

Мышление может быть продуктивным и репродуктивным, творческим и нетворческим.

Творческое мышление отличается от других видов мышления тем, что является высшим уровнем мышления человека и обладает следующими особенностями:

Получение результата, которого раньше никто не добивался;

Возможностью действовать различными путями, не зная. Какой из них приведет к желаемому результату;

Предварительной неизвестностью способов, с помощью которых этот результат может быть достигнут;

Отсутствием достаточного опыта решения подобных задач;

Необходимостью действовать самостоятельно и без подсказки [16]; [52]. .

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации [22, с. 51].

Речь – это совокупность условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной.

В речи выделяется психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны, язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только

ныне

живущих людей, но и всех других, которые жили раньше и говорили на данном языке. Речь без усвоения языка невозможна.

Виды речи:

устная;

письменная;

вербальная (словесная);

невербальная (мимика, жесты, знаки).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7