Определение уровня воспитанности дошкольников на практике

На базе МДОУ СОШ № 176 г. Нижнего Тагила нами была проведена диагностика уровня воспитанности учащихся подготовительной группы. Для диагностики использовалась методика анкетирования родителей и самих детей, представленная в виде сводной диагностической карты воспитанности, а так же была проведена индивидуальная беседа с детьми, приведенная в параграфе 2.1.

Цель беседы заключалась в выявлении у ребенка отношения к такой ценности как Добро, которое проявляется в отзывчивости, доброжелательности, дружелюбии. А также выявление наличия у воспитанника таких качеств как аккуратность, щедрость и бескорыстие.

Результаты показали, что 40% детей осознают значимость такой ценности как Добро, достаточно часто совершают добрые, на их взгляд, поступки, помогают взрослым и малышам. Соответственно 60% детей понимают значимость доброты, но сами совершают добрые поступки не часто. 40% детей активно рассуждают на тему аккуратности человека, считают себя очень аккуратными и прилежными, понимают значимость этого качества личности. 40% детей не выделяют значимости этого качество, и 20% отказываются рассуждать на данную тему. Все дети высказывают мнение о том, что человек должен быть щедрым и бескорыстным, готовы отдать уже ненужные им игрушки малышам, но только 20% согласились пожертвовать любимой игрушкой ради друга.

Таким образом, большинство детей понимают значимость ценностей, раскрываемых в ходе беседы, но далеко не все ведут себя согласно этим ценностям.

Сводная диагностическая карта воспитанности (Приложение 1) [6] была разработана педагогическим коллективом муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста “Начальная школа – детский сад № 1” города Ангарска Иркутской области.

Цель сводной диагностической карты воспитанности – это определение уровня воспитанности каждого ребенка для выявления проблем в воспитании и нахождения путей их решения.

Карта состоит из двух таблиц: “Внутренняя культура личности” и “Внешняя культура личности”. Каждая таблица разделена на колонки, содержащие определенные интегрированные качества личности и раскрывающие их содержание.

Внешняя культура личности:

· культура общения (общительность) – умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;

· культура поведения (дисциплинированность) – способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;

· культура внешнего вида (аккуратность) – соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержания в порядке своего рабочего места, тетрадей, книг, игрушек.

Внутренняя культура личности:

· отзывчивость (доброта) – хорошее отношение к окружающим, сострадание;

· дружелюбие – стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;

· самостоятельность – самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;

· любознательность – устойчивый интерес к знаниям;

· честность – искренность, умение говорить всегда только правду;

· эмпатия – сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека, проникновение, вчувствование в его переживания;

При определении количества интегративных качеств внутренней культуры личности обязательно были учтены возрастные особенности возраста: в подготовительной группе – 6 качеств (в младшей группе – 3 качества, в средней группе – 4 качества, в старшей группе – 5 качеств).

Интегративные качества внешней культуры личности одни и те же для всех возрастов, различно только их содержание.

Перейти на страницу: 1 2