Цели деятельности современной школьной библиотеки

И.С. Пилко, доктор педагогических наук Кемеровского государственного университета культуры и искусств, утверждает, что любая библиотечная технология обладает рядом признаков:

-целесообразность достижение планируемого результата с оптимальными затратами;

-процессуальность= алгоритмическое представление деятельности в виде последовательностей технологических процессов и операций;

-нормализованность= регламентация процессов деятельностей и требований к конечным результатам;

-воспроизводимость= гарантированность результата при соблюдении технологических предписаний;

-системность = целостность, взаимосвязь технологических подсистем, управляемость.

-эффективность = ориентация на разработку и использование эффективных и экономичных процессов.

Основная цель соблюдения всех технологических процессов состоит в том, чтобы обеспечить содействие всестороннему развитию личности всех групп читателей, в том числе оказать им специфическими информационно-библиотечными средствами помощь в накоплении человеческого капитала.

Теория человеческого капитала выдвинута и обоснована американскими экономистами в середине 20 века. Позднее рядом других ученых из разных стран положения теории перенесены в социальную сферу и адаптированы для нее. Под человеческим капиталом в самом общем виде понимается воплощенный в человеке запас здоровья, способностей, знаний, навыков, мотиваций, психологических установок и этических норм. Можно говорить о том, что деятельность библиотеки , направленное на гармоничное развитие личности читателя, содействует накоплению и приумножению им человеческого капитала.

В современной библиотечной практике выделяются три подхода к определению всестороннего гармоничного развития личности:

-отождествление этого понятия с всесторонней функциональностью личности;

-акцент исключительно на интеллектуальном развитии, то есть отождествление с процессом накопления знаний и повышением образовательного уровня;

-представление о всестороннем развитии личности юного читателя как об абстрактном идеале.

В интересах подлинно гармоничного развития читателя в интересах наращивания и постоянной актуализации им человеческого капитала, следует рассматривать эти подходы не как взаимоисключающие установки, а как их комплекс.

В этом случае библиотекарю удастся преодолеть односторонность каждого из них и сохранить все позитивные аспекты. Содействие этому динамическому и многоплановому процессу является магистральным направлением деятельности любой библиотеки, обслуживающей детей и юношество.

Цели деятельности

Предметы Исполнители

технология

Процессы

Ресурсы, средства Организационная структура

Продукты и услуги

Специалисты Московского государственного университета культуры в 90-е годы 20 века в учебном пособии по организации библиотечного обслуживания определили стратегические и соответствующие им перспективные цели:

-содействие формированию мировоззрения читателей;

-пропаганда среди читателей общечеловеческих нравственных ценностей;

-правовое, экологическое и эстетическое воспитание школьников;

-информационная поддержка образовательной и самообразовательной деятельности.

В настоящее время можно говорить о том, что к данным целям, не потерявшим актуальность до настоящего времени, добавляется подготовка читателей к жизни в условиях информационного общества, их адаптации к современному сложному информационному пространству.

В одном из выступлений А.А. Демидов, заместитель председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО « Информация для всех», говорил: « Развитие в России информационного общества- задача настоящего и будущего, но одно совершенно ясно- жить в нем придется тем, кто сегодня является детьми. Именно они - жители будущего глобального мира, который будет состоять из многих информационных обществ разных стран. Строить же это общество придется, прежде всего , тем, кто работает сегодня с информационно-коммуникационными технологиями, но не только тем, кто сегодня создает новую информационную инфраструктуру, но также учителям и библиотекарям. Безусловно, главное при построении информационного общества- это четко оформленная виде планов и программ государственная политика, однако изменение общества – это задача самих граждан. С этой точки зрения, необходимо изменение сознания людей в ракурсе понимания происходящих процессов: что может дать информационное общество его гражданам и как можно способствовать его созданию».

Перейти на страницу: 1 2