Особенности постинтернатной адаптации воспитанников детского дома

В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечение его свободного развития, гарантий самоопределения, самореализации и самоутверждения. В статье 20 Конвенции провозглашено, что подготовка самостоятельной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует усиленного внимания со стороны государства и общества: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемых государством».

Сейчас в нашей стране количество детских домов достигло 2100 (10 лет назад 600 учреждений). Положение с детьми-сиротами явно не благополучное. Российский Детский Фонд, ссылаясь на данные Генеральной Прокуратуры РФ, дает сведения о выпускниках сиротских учреждений: 10% кончают жизнь самоубийством, 40% попадают в разряд алкоголиков и наркоманов, 40% становятся преступниками и лишь 10% выбиваются в люди.

Сироты, привыкшие к иждивенчеству, не умеют заботиться о себе, о своем будущем, они знают, что им некому помочь, а помочь самим себе они не могут. Дальняя перспектива им не по силам [16. с. 72].

Наибольшую остроту приобретают проблемы, возникающие после выпуска из детского дома. Необходимость постинтернатной адаптации воспитанников связана с рядом причин, наиболее важными из них являются:

– значительный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с материальными и жилищными трудностями родителей, ростом внебрачной рождаемости, понижением стабильности брака;

– отсутствие современных научно-обоснованных методик воспитания, профориентации и социальной подготовки выпускников к трудностям реальной жизни;

– изменение социального состава сиротства;

– ухудшение физического состояния детей, появление детей со сложными, комплексными видами отклонений, разными формами задержек психического развития, с трудностями в обучении, поведении (склонность к бродяжничеству, тяга к курению, наркомании и токсикомании) у значительной части воспитанников имеется задержка психического развития, интеллектуальные отклонения [16, с. 38].

Дети, содержащиеся в учреждениях, часто проявляют отставание в развитии и, в большинстве случаев, покидают учреждения плохо подготовленными к самостоятельной жизни за их пределами. Российские научные исследования свидетельствуют, что дети, содержащиеся в учреждениях, пассивны, у них плохо развиты языковые навыки, они страдают недостатком концентрации внимания и мотивации и склонны к конфликтам со своими сверстниками. Отставание в эмоциональном и интеллектуальном развитии в дошкольном возрасте впоследствии мешает им учиться. Повзрослев, дети становятся крайне зависимыми, с трудом устанавливают новые связи, страдают низкой самооценкой и проявляют тенденцию к совершению правонарушений.

Анализ сведений о детях, содержащихся в учреждениях и выбывших из них, показал, что 85% таких детей планируют получить рабочие профессии и лишь 10% думают о получении среднего или высшего образования [3, с. 38].

Дети выпускаются из учреждения либо по достижении 18 лет, либо по завершении образования – общего начального или общего среднего. Дети готовятся к выбытию в течение последнего года нахождения в учреждении и впоследствии получают следующие виды поддержки в своей независимой жизни:

1. жилище;

2. финансовое обеспечение;

3. возможность получения последующего бесплатного образования и медицинского обслуживания;

4. работу;

5. психологическую и социальную помощь.

Выбывающий из учреждения ребенок по закону имеет гарантию получения муниципального жилья на приоритетной основе. Он имеет право на бесплатное продолжение образования и получение соответствующей стипендии, а также на медицинское обслуживание [17, с. 89].

Детям, решившим не продолжать образование, предоставляется помощь в поиске работы, включая обучение и переподготовку. Кроме того, в регионах работодатели получают стимул к приему на работу молодых людей из детских учреждений, т.к. им предоставляются налоговые льготы. Тем не менее устройство на работу молодых людей, выбывших из детских учреждений, остается сложной и затяжной проблемой.

Дети, выбывающие из учреждений, считаются зрелыми и способными позаботиться о себе. В реальности же они крайне ранимы и нуждаются в поддержке – нередко они возвращаются в свои учреждения в поисках крова и защиты. Таким образом, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на широкий круг программ защиты и поддержки, которые помогают им продолжать самостоятельную жизнь. Тем не менее, на практике дети, выбывшие из учреждений, сталкиваются со значительными трудностями при адаптации к самостоятельной жизни. Большинство выпускников не могут успешно адаптироваться в жизни. После выхода из детского дома выпускник не в состоянии решить многие проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых (воспитателей, родственников). Выпускники детских домов испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои права. 75% выпускников не могут создать своей семью, их дети оказываются в детском доме [21, с. 36].

Перейти на страницу: 1 2