Понятие и сущность процесса социализации

Социализация как процесс – это особенности социального становления личности. Социализация как результат – это характеристика социального становления человека в соответствии с его возрастом или уровнем развития [15, с. 48].

Социальная педагогика изучает социальные проблемы человека на различных этапах его возрастного развития, среду его жизнедеятельности, педагогические технологии, методы, направленные на повышение действенности социального развития, воспитания и обучения конкретного человека с учетом его индивидуальных возможностей, а также педагогические возможности среды жизнедеятельности человека и их влияние на его социальное развитие, воспитание.

Социальная педагогика тесно контактирует с социологией образования, социологией воспитания, педагогической, социальной психологией.

Гуманизм социального воспитания проявляется в том, чтобы личности помочь, а не заставить. Помочь быть самим собой, убедиться в своей исключительности, уникальности как человека и быть ответственным за свою жизнь, а поступки другого человека принимать без осуждения, поддержать оступившегося в критической ситуации. Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду, помочь семье, ребенку, найти свой путь жизненного самоопределения, развиваться на основании своих способностей и задатков, помочь в стремлении выйти на путь нравственных отношений, развивать личность. [14, с. 24].

Личность – явление социальное. Личностью становится человек, имеющий собственную позицию в жизни, пришедший к этому в итоге большой работы над собой, осознание социальных явлений, общения.

Быть личностью – это значит осуществлять свой выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и перед обществом. Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию. Быть личностью – это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением. Быть личностью – это значит обладать свободой выбора и быть ответственным за него.

Ребенок рождается с предрасположением к определенным задаткам и способностям, но как они разовьются, зависит от природы и среды. Под влиянием среды человек изменяется физически, умственно и нравственно. В этом процессе развития ребенок становиться личностью. Происходит изменение его организма, психики под влиянием его окружения, семьи и сверстников. Развитие личности зависит от трех факторов: наследственности, среды и воспитания. Социальному педагогу важно в своей работе учитывать те исходные данные, которые влияют на формирование личности. [15, с. 39].

В России ежегодно выявляется около 100 000 детей, нуждающихся в опеке. Попадая в детские дома, дети, как правило, уже имеют отклонения физического и психического характера. Чаще всего наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. Такой ребенок нервозен, старается добиться внимания и в то же время его отторгает, впадает в агрессивность или отчуждается. Не умеет быть внимательным, любить. Без внутреннего сосредоточения формируется определенный стандартный тип личности [19, с. 74]. У детей, живущих на государственном обеспечении, формируются иждивенческие черты («нам должны», «дайте»), отсутствуют ответственность и бережливость. В психическом развитии эти дети заметно отличаются от ровесников из семьи, отстают и в развитии, и по состоянию здоровья. Ввиду ограниченного круга общения со взрослыми создается неумение такого общения. Выливается это в постоянные конфликты. Ребята не приемлют любые запреты и замечания [12, с. 61].

Для ребенка, который воспитывается вне семьи, микрофакторы социализации (семья, группы сверстников) имеют другую иерархию, чем микрофакторы для ребенка, воспитывающегося в традиционных условиях семьи. Для него агентами социализации выступает коллектив сверстников, воспитатели детского дома. При этом должно происходить социальное самоопределение – выбор детьми-сиротами своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающей их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей.

Очень важен процесс формирования представлений ребенка о той или иной социальной роли. Такие представления у детей-сирот часто искажены. В зависимости от их индивидуальных особенностей они создают свой образ реализации той или иной роли. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из разных источников.

Чаще всего источником информации для ребенка о социальных ролях являются средства массовой информации и мнения сверстников. В связи с этим часто возникает иллюзорный «образ» социальной роли. Это касается не только ролей члена семьи, но и других ролей, которые реализуют родители и те, кто с ними взаимодействует [10, с. 47].

Перейти на страницу: 1 2