Особенности обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Развитие восприятия и представлений у дошкольника осуществляется в разных видах деятельности (предметно-практической, трудовой, изобразительной), в игре. Спонтанная игра ограниченна в силу специфики самого заболевания.

Таким образом, важной предпосылкой развития и обогащения словаря является формирование восприятия и представлений об окружающих предметах и явлениях. Восприятие необходимо развивать в повседневной жизни путем специальной организации разных видов деятельности, в которых ребёнка учат смотреть, наблюдать, слушать, т.е. осмысленно воспринимать предметы и явления окружающего мира. Все это обогащает кругозор, формирует функцию активного внимания, а главное, развивает у детей обобщенный способ умственной деятельности.

Спецификой работы по развитию лексики является сочетание коррекционных мероприятий по совершенствованию восприятия и представлений с словесным обозначением предметов и явлений окружающей действительности.

Слова, обозначающие элементарные понятия, вводятся на основе обучения различению и обобщению предметов по существенным признакам.

Детей дошкольного возраста, а также и более старших с первым уровнем речевого развития обучают понимать и произносить названия окружающих предметов (части лица и тела человека; части у предметов обихода, игрушек; карман к платья, колеса у машин и т.д.).

Чтобы комплексная система оздоровления, предназначенная для детей с подобными нарушениями, влилась в общий ритм работы ДОУ, скорректировали организацию воспитательно-образовательного процесса. Приняли решение: создание благоприятных условий для оптимального физического и психического развития и эмоционального благополучия каждого ребёнка, а также для повышения его познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей – вот чем должен руководствоваться каждый воспитатель.

На педсоветах, семинарах, консультациях обсуждаются вопросы общего и индивидуального в развитии детей, с помощью промежуточной диагностики ведется анализ усвоения ими программных задач, на основе полученных результатов строится коррекционно-развивающая работа.

Для выявления индивидуальных особенностей каждого ребёнка воспитателями ведется разработанная специально для этих целей документация.

· Лист здоровья, в котором отмечаются состояния здоровья ребенка, назначения врача, рекомендации психолога.

· Лист педагогических наблюдений за ребёнком на занятиях и после занятий физическими упражнениями (фиксируются реакция ребёнка на физические нагрузки и степень его утомляемости).

· Психологическая анкета, в которой отражается состояние психического здоровья детей.

· Социально-биологическая анкета, ее цель – изучение состояния здоровья родителей, социального статуса семьи.

Полученные в результате этого данные позволяют педагогам лучше узнать своих воспитанников и их семьи, учитывать индивидуальные особенности и возможности детей.

Воспитательно-образовательный процесс строится следующим образом.

· Часть воспитательно-образовательных задач решается в ходе повседневной жизни.

· Длительность занятий гибко варьируется в зависимости от уровня умственной работоспособности детей.

· Форма занятий также гибка и разнообразна: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные; на воздухе, в кабинетах. Так, в уголке природы проводятся занятия по ознакомлению с художественной литературой, окружающим миром. Фитобар, оборудованный в народном стиле, используется не только для оздоровления детей, но и для их эстетического воспитания.

· Для детей младшего дошкольного возраста разработан щадящий режим, который позволяет им быстрее и легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения (режим действует в первые два месяца пребывания детей в ДОУ). Щадящий режим для детей младшей группы особенно важен по ряду причин. От ребёнка, впервые попавшего в детский коллектив (новое окружение, новые лица, дисциплина), требуется много душевных и физических сил. С другой стороны, любое заболевание в этом возрасте ведет к значительному снижению защитных сил организма, а значит, требуется большая затрата энергии и функциональных резервов для восстановления и укрепления здоровья.

Режим жизни должен быть «подвижным-адаптивным» в зависимости от уровня психического развития детей и состояния их здоровья. Он предусматривает следующее.

· Увеличение срока приема детей в утренние часы (до 8.30).

· Увеличение продолжительности дневного сна при достаточном доступе свежего воздуха.

· Строгое соблюдение продолжительности и организации прогулок на воздухе.

· Творческий подход к содержанию и методике проведения занятий.

· Использование кабинетов для психологической разгрузки детей и проведения занятий, досугов и развлечений.

· Чередование умственной и физической деятельности.

Задачи профилактики заболеваний, физического, психического и интеллектуального развития интегрируются в работе всего педагогического коллектива.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5