Детский музей как фактор формирования исторического мышления

В то же время, идея специализированного музея для детей по-прежнему вызывает неоднозначное отношение со стороны музейщиков и в нашей стране и за рубежом. Думается, что главная причина этого - неприятие «непонятого», ибо в лице детского музея и специалисты, и посетители встречаются с явлением малознакомым и отчасти скандальным, нарушающим традиционные представления о музее как хранителе ценностей. В основу феномена «детский музей» заложено немало своеобразных «мин», подрывающих представление о нем как о музее.

Во-первых, став благодаря множеству качеств - альтернативным, и при этом весьма эффективным образовательным институтом, детский музей признает возможность опираться не на подлинник (как это принято в музейной практике), а на любой предмет, коль скоро он служит целям образования. Следствием этого является второстепенное значение, вплоть до полного отсутствия, функций хранения и научного исследования коллекций, которых может просто не быть в этом своеобразном музее. Но то, что образование строится на предметной основе и в предметной среде, дает право детскому музею называться музеем.

Во-вторых, наличие образовательного пространства, которое специалисты называют интерактивным или игровым. Главным инструментом познания здесь становится пространство свободы, а главным инструментом познания сам ребенок, его физические действия и движения, опыт манипулирования с предметами, его собственный эксперимент. Подобное свободное пространство апеллирует к уникальности каждого ребенка, к его индивидуальным способностям, к его предшествующему опыту, знанию и стилю обучения.

Сегодня существуют две модели детского музея - американская и европейская.

В американской модели акцент, безусловно, делается на первом слове - детский. Первостепенная задача американских музейных педагогов - погружение ребенка в стихию игры и приключений, помогающих незаметно для себя приобретать знания и делать открытия). (Не случайно многие американские музеи носят название «комната открытий»). Следовательно, игровые методы и игровое пространство выходят там на первый план. Примером подобного пространства может служить экспозиция одного из старейших детских музеев мира - Бостонского детского музея под названием «Дом дедушки и бабушки», а также экспозиция «Загадки истории» детского музея г. Индианаполиса, где представлены деревянная хижина переселенцев (1830), городская улица начала XX века (1900) и французский магазин для торговли пушниной. В Индианаполисе также экспонируется действующая карусель конца XIX века, на которой, естественно, можно покататься. Формы общения с подобными экспозициями различны - забраться в почтовую карету, покрутить руль старинного автомобиля, надеть платье из времен прабабушек, или костюм вождя индейского племени, изготовить самим традиционное украшение, размолоть зерно в деревянной ступке.

В европейской модели акцентируется слово музей. Здесь в отличие от американской большое значение придается не только образовательной, но и музейной ценности экспоната. Интерактивность проявляется не так последовательно в экспозициях, будучи лишь сопутствующей. Далеко не все экспонаты можно трогать, а экскурсовод или музейный педагог остается порой весьма важным персонажем музейного занятия. Для музеев Европы с их приоритетом музейного предмета одной из центральных является идея погружения в определенную историческую реальность, в культурный контекст. Проекты дают возможность детям через соприкосновение с воссозданной реальностью, атмосферой «другой жизни» ощутить свою причастность к собственной истории и культуре, а также к культуре других стран и народов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4