Движущие силы и логика воспитательного процесса

«

Воспитание – это всё. Персик когда-то был горький миндаль, а цветная капуста – это обычная капуста, получившая позднее высшее образование»

Марк Твен

«

Научить ребёнка считать очень просто. Наша методическая наука достигла в этом совершенства… но главное заключается не в этом. Главное в том, чтобы с этим умением считать ребёнок не стал… обсчитывать»

С. Т. Шацкий

Что такое «воспитание»

Воспитание – это для всех времён и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима духовная жизнь общества, ибо его назначение передача накопленных знаний и житейского опыта от поколения к поколению. Оно появлялось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержание и средства, методы и педагогические приёмы… в зависимости от типа культуры.

К. Д. Ушинский писал: «Воспитательная деятельность, без сомнения, принадлежит к области разумной и сознательной деятельности человека, само понятие воспитания есть создание истории, в природе его нет, кроме того, эта деятельность направлена исключительно на развитие сознания в человеке; каким же образом может она отказаться от мысли, от сознания истины, от обдуманности плана?»

Как известно, человечество и каждый родитель, воспитательные функции получает с рождением ребёнка от природы: когда пеленают, кормят, поют колыбельную песню, учат читать и считать, вводят в сообщество других людей, формируют понятия истинного и ложного, добра и зла, прекрасного и безобразного… это значит воспитывают.

Недаром издревне слово «воспитание

» обозначало «вскармливание

». В истинном, научном понимании это означает:

Воспитание – это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника(-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие-развитие их индивидуальности, самоактуализация личности.

Любое знание, в том числе по теории и методике воспитания, существует и развивается на трёх уровнях:

* Методологическом

(логика, философия науки, занимающаяся осмыслением методов исследования воспитания, толкованием предмета его и связей с другими явлениями окружающего мира)

* Теоретическом

(основное содержание добытого наукой знания по теории воспитания: например, теория воспитательного обучения И. Гербарта, теория воспитательного коллектива А. С. Макаренко и др.)

* Методическом

(как прикладной уровень науки – организация практической воспитательной деятельности, уровень технологий воспитательного процесса, педагогической техники и т. п.)