Игра: Кто это? Что это?

2 этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

3 этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Содержание 1 этапа логопедической работы

Существительные

- образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: «к, ик, чик» мытье окон в квартире в Костроме

Глаголы

а) Дифференциация совершенного и несовершенного вида;

б) возвратных и невозвратных глаголов.

Прилагательные

-Образование притяжательных прилагательных с суффиксом «ин»

Содержание 2 этапа логопедической работы

Существительные

- Уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами «оньк, еньк, ышек, ышк».

- Образование существительных с суффиксом «ниц» (сахарница).

- Образование существительных с суффиксом «инк» (пылинка), с суффиксом «ин» (виноградина).

Глаголы

- Глаголы с приставками «в, вы, на»

- Глаголы пространственного значения с приставкой «при».

Прилагательные

а) притяжательные прилагательные с суффиксом «и» без чередования (лисий);

б) относительные прилагательные с суффиксами «н, ан, ян, енн»;

в) качественные прилагательные с суффиксами «н, ив, чив, лив».

Содержание 3 этапа логопедической работы

Существительные

- образование названий профессий

Глаголы

- глаголы пространственного значения с приставками «с, у, под, от, за, под, пере, до».

Прилагательные

а) притяжательные прилагательные с суффиксом «и» с чередованием (волчий);

б) относительные прилагательные с суффиксами « ан, ян, енн»;

в) качественные прилагательные с суффиксами «оват, еньк».

Приведем пример некоторых игровых упражнений по закреплению словообразования существительных на фронтальных занятиях - это игры «Назови ласково», «Что для чего?», «Кто у кого?», «Назвать животных парами», «Игра с мячом», «Как зовут папу, маму, детеныша?», «Два брата ИК и ИЩ», «Назвать профессии» и др. (см. приложение 4.) Отдельно мы использовали подобные игры при отработке на индивидуальных занятиях.

Игра «Назвать животных парами».

Оборудование. Предметные картинки с изображением животных и их детенышей (белка – бельчонок, заяц – зайчонок, волк – волчонок, медведь - медвежонок).

Ход игры. Детям мы предлагали загадку: Хвост пушистою дугой, вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, по деревьям может лазать, строит он свой дом в дупле, чтоб зимою жить в тепле.

- Кто это? (белка)

- А как называют детеныша белки? (бельчонок)

Далее показывается картинка, дети называют пару слов: взрослого животного и детеныша.

- А у каких животных названия детенышей отличаются от названия взрослых животных? (Корова – теленок, лошадь – жеребенок, овца – ягненок, собака – щенок, свинья - поросенок).

Игра «Два брата ИК и ИЩ».

- Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.) У ИКА был носик, а у ИЩА?…Далее закрепляется дифференциация слов: ротик – ротище, лобик – лобище, глазик – глазище, ручки – ручищи, ножки – ножищи.

Делается вывод: если в слове слышится «ик», это значит, что предмет маленький, а если «ищ» - значит предмет большой.

Формирование словообразования глаголов мы осуществляли в следующей последовательности.

1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

[an error occurred while processing the directive]