Основные типы уроков и их особенности

Урок является основной формой организации учебной работы в школе. Однако уроки трудового обучения имеют свою специфику:Во-первых, на занятиях по технологии сложилась оправдавшая себя практика сдвоенных уроков. Это объясняется тем, что главное место на уроках трудового обучения отводится практической работе . На сдвоенном занятии школьники успевают решить поставленные задачи.

Во-вторых, занятия по технологии требуют специальной их подготовки с точки зрения создания безопасных условий для работы учащихся . Любые инструменты и оборудование могут стать источником травматизма из-за неумелого использования их школьниками.

В-третьих, построение занятий по технологии, предполагая значительную долю самостоятельности учащихся, требует от преподавателя усиления контроля за всем, что происходит в классе, своевременного предотвращения возможной травмы и типичных ошибок в выполнении заданий.

К каждому уроку предъявляются различные дидактические требования:

• единство учебной и воспитательной работы;

• соответствие учебного материала урока учебной программе;

• изложение учебного материала на уровне современных достижений науки, техники и технологии;

• правильный подбор учебного материала, его доступность;

• целесообразный выбор методов обучения, рациональная структура урока.

В зависимости от дидактических целей уроки технологии делятся на следующие основные типы:

•урок приобретения учащимися новых знаний (основное место занимает изучение нового материала);

•урок формирования умений и навыков (главный этап — самостоятельная работа учащихся);

•урок применения знаний на практике (чаще всего на занятиях по моделированию и конструированию);

•урок повторения, систематизации и обобщения знаний (в центре урока — повторение материала, направленное на формирование системы знаний, что требует от учителя особенно тщательной подготовки);

•комбинированный урок (при его проведении решаются разнообразные дидактические задачи, что делает этот тип урока одним из наиболее применяемых в системе трудового обучения . Его структура чаще всего такова:

•организация обучающихся;

•проверка выполнения домашнего задания;

• повторение ранее пройденного учебного материала;

• изложение нового материала;

• закрепление изученного материала и объяснение домашнего задания.

Рассмотрим этапы подробнее.

Первый, так называемый организационный, предполагает проверку явки учащихся, их технической, санитарной готовности к предстоящему занятию (наличие рабочей одежды, головных уборов ) и психологической готовности к уроку. На этом организационно-подготовительном этапе может осуществляться распределение по рабочим местам, раздача инструментов и заготовок, назначение дежурных При сдвоенном уроке этот этап обычно занимает 2—5 мин.

Второй этап может быть, если было домашнее задание, может и отсутствовать.

Третий этап урока — проверка усвоения пройденного материала, закрепление полученных знаний и подготовка учащихся к восприятию нового. Повторение включает в себя, как правило, устный опрос ,после чего учитель делает заключение, отмечая положительные и отрицательные стороны ответов, типичные ошибки и сообщает оценки . Завершает комбинированный урок заключительный инструктаж и уборка рабочих мест в мастерских.

Чем разнообразнее используемые построения уроков технологии, чем меньше шаблона и однообразия в их проведении, тем выше эффект совместной работы учителя и учеников.

Виды средств наглядности при изучении технологии.

В учебном процессе по изучению технологии применяются самые различные средства обучения. Среди них большое место занимают средства наглядности, или так называемые наглядные пособия. В качестве средств наглядности могут использоваться подлинные технические явления, процессы,- предметы реального мира и их изображения, а также специально изготовленные в дидактических целях учебно-наглядные пособия.

С помощью средств наглядности реализуется принцип наглядности, то есть обеспечивается непосредственное чувственное восприятие учащимися изучаемого материала. Наглядные пособия являются основой использования в учебном процессе наглядных методов обучения, методов демонстраций.

Применение средств наглядности на уроках технологии значительно активизирует познавательную деятельность учащихся и обеспечивает сознательное и прочное усвоение ими изучаемого материала.

Перейти на страницу: 1 2 3

[an error occurred while processing the directive]