Личностные формирования в учебной деятельности младших школьников

С самого начала обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявля­ют учебная работа, учителя, коллектив к личности ребен­ка, его вниманию, памяти, мышлению, и наличным уров­нем психического развития, развития качеств личности. Требования все время нарастают, а наличный уровень пси­хического развития непрерывно подтягивается к уровню требований.

Важнейшее воспитательное значение обучения, требую­щего от каждого ученика определенного отношения к ра­боте коллектива, заключается в выполнении им определен­ных правил поведения в классе. Единые правила обяза­тельны для всех. Координация работы каждого отдельного ученика с работой всего класса и наоборот требует под­чинения всех и каждого определенным правилам. По своей природе эти правила являются общественно направленны­ми по своему содержанию, в них отражаются обществен­но выработанные способы поведения, обеспечивающие, прежде всего, продуктивность работы всего классного кол­лектива. Выполнение правил поведения говорит не только хорошем поведении ученика, но и выражает его отноше­ние к товарищам, ко всему коллективу.

Справедли­ва заповедь В.А. Сухомлинского о том, что детям надо дать радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства. В.А. Сухомлинский отмечает: «От того, как ученик относится в годы детства и отрочества к самому себе, каким он видит себя в мире труда, в огромной мере зависит его моральный облик».1

В младшем школьном возрасте продолжается процесс формирования личности ребенка. Как было отмечено выше, вся школьная жизнь первоклассника, его положение в семье требуют от него умения согласовывать свои действия с требованиями учителя и родителей, с рас­порядком семенной и школьной жизни, с действиями н желаниями одноклассников и т. д. Постепенно отношения школьников выходят за рамки учебной деятельности. У них возникают интересы, связанные с внеклассной и вне­школьной работой, с общественными делами. Более раз­нообразной становится их совместная жизнь, которая предъявляет свои требования к отношениям детей друг к другу, к их поведению: необходимо считаться с мнением товарищей, согласовывать свои поступки с правилами и традициями школы, класса.

На этом фоне у младших школьников начинает форми­роваться собственное нравственное «кредо», которое обре­тает силу в подростковом возрасте. И все же изменение нравственной сферы связано с появлением у младшего школьника собственных взглядов, отношений, собственных требований и оценок, т.е. того, что образует внутренний стержень личности. В новых видах деятельности, а также с появлением новых связей с окружающими у младшего школьника возникают и некоторые новые критерии, мерки оценки своих товарищей и самого себя. В младшем школь­ном возрасте оценка самого себя опирается на суждение педагога, родителей, товарищей. Не всегда самооценка уча­щихся правильна, чаще она является желаемой, а не дей­ствительной. В основном эта оценка ориентирована на школьные дела.

Формирование у младшего школьника определенного круга ценностей происходит не только в школе. Школьни­ки вторых-третьих классов черпают много информации из книг, радио и телепередач, из бесед со своими близкими. Более интенсивно развивается у младшего школьника оценка выполнения учебных заданий, так как ему каждый день и применительно к разным занятиям приходится слышать оценки учителя. Уже после первого полугодия у первоклассника складываются отчетливые критерии оцен­ки результатов учебной работы по чтению, письму, счету. В.А. Сухомлинский считал:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5